Найти тему

Морской бой въ Корейскомъ проливѣ (Цусима, 14-15 мая 1905).

Все болѣе и болѣе подробно выясняются обстоятельства ужаснаго морского боя, происходившаго въ теченіе 14-го и 15-го мая въ Корейскомъ проливѣ. Результаты его, какъ извѣстно, оказались неблагопріятными для насъ, не смотря на все мужество и подвиги, проявленные нашими моряками. Главною причиною нашей неудачи явилось превосходство въ силѣ на сторонѣ японской эскадры, имѣвшей и большее количество судовъ и лучшее вооруженіе по сравненію съ нашимъ флотомъ. Затѣмъ послужили японцамъ и мѣстныя условія — узкій проливъ, неудобный для развертыванія нашихъ силъ и способствовавшій дѣйствіямъ непріятельской минной флотиліи, которой помогъ также и туманъ, скрывавшій ея движенія для аттакъ нашихъ судовъ. Пользованіе безпроволочнымъ телеграфомъ, устроеннымъ на островѣ Квельпартъ, къ югу отъ острова Цусима, позволило японцамъ своевременно узнать о подходѣ эскадры генералъ-адъютанта Рожественскаго, а также слѣдить за ея передвиженіями. Наконецъ, надо принять во вниманіе, что наши суда, совершивъ путешествіе въ 15,000 верстъ, потеряли часть своихъ боевыхъ качествъ, и въ скорости хода уступали японскимъ, что давало возможность послѣднимъ опережать и обходить нашу эскадру. Если прибавить къ изложенному, недостаточность у насъ по сравненію съ врагомъ снарядовъ (часть израсходована въ пути для практической стрѣльбы; у японцевъ, какъ говорятъ, былъ двойной запасъ), то мы увидимъ при какихъ тяжелыхъ условіяхъ пришлось нашимъ морякамъ вступить въ бой съ отчаяннымъ врагомъ, находившимся въ своихъ водахъ, свѣжимъ въ силахъ и имѣвшимъ возможность въ теченіе самого боя пользоваться близъ лежащими гаванями, какъ то и удостовѣряютъ японскія донесенія, передающія, что въ началѣ боя, въ виду волненія, японскіе миноносцы укрылись у береговъ острова Цусима. Какъ видно изъ всеподданнѣйшаго донесенія командира крейсера «Изумрудъ», капитана 2-го ранга барона Ферзена, эскадра генералъ-адъютанта Рожественскаго въ составѣ 11 броненосцевъ, изъ коихъ три береговой обороны (менѣе сильныхъ), шести крейсеровъ 1-го ранга и четырехъ — 2-го ранга, 9 миноносцевъ, 4 транспортовъ, 2 буксирныхъ пароходовъ и 2 госпитальныхъ судовъ 14-го мая подошла къ острову Цусима и здѣсь вступила въ бой со всѣмъ флотомъ противника, съ соединенною японскою эскадрою, какъ неоднократно говоритъ объ этомъ въ своихъ донесеніяхъ адмиралъ Того. Сила этой эскадры, по частнымъ, преимущественно англійскимъ, свѣдѣніямъ опредѣляется въ 7 броненосцевъ, 24 крейсера, 22 контръ-миноносца, 72 миноносца и нѣсколькихъ отъ 8 до 10-ти вспомогательныхъ крейсеровъ, т.-е. коммерческихъ судовъ, вооруженныхъ артиллеріей и приспособленныхъ для боевыхъ дѣйствій. Кромѣ того, полагаютъ, что у японцевъ было не менѣе 10 подводныхъ лодокъ. Въ большомъ (эскадренномъ) сраженіи со стороны японцевъ приняло участіе по меньшей мѣрѣ 28 большихъ судовъ съ 354 орудіями, противъ 19 такихъ же нашихъ судовъ съ 211 орудіями. Уже одно это обстоятельство показываетъ какой перевѣсъ въ силахъ былъ на сторонѣ нашего врага.

Какъ выясняется изъ разспросовъ участниковъ боя, офицеровъ съ эскадры, прибывшихъ во Владивостокъ, утромъ 14 мая наша эскадра, направляясь въ Корейскій проливъ, шла тремя колоннами: лѣвую составляли всѣ броненосцы и пять крейсеровъ (въ кильватерномъ строю), среднюю — транспорты и правую — легкіе крейсера (развѣдочный отрядъ), имѣя сзади и вправо контръ-миноносцевъ. Колонна броненосцевъ была раздѣлена на три отряда и по бокамъ ея находилось по одному крейсеру („Жемчугъ" и „Изумрудъ") съ двумя контръ-миноносцами. Была большая зыбь и стоялъ туманъ. Въ 8 ч. 30 м. былъ усмотрѣнъ слѣва японскій крейсеръ „Изуми", вышедшій очевидно для развѣдокъ. Черезъ два часа были замѣчены 4 непріятельскихъ крейсера, по которымъ былъ тотчасъ же открытъ огонь, заставившій ихъ удалиться. Въ 1 ч. 20 м., когда наша эскадра входила въ проливъ, слѣва показалась колонна изъ 4 японскихъ броненосцевъ (впереди адмиральское судно „Миказа") и 6 крейсеровъ и разгорѣлась сильная стрѣльба, причемъ было замѣчено, что стрѣльба японцевъ, главнымъ образомъ, сосредоточена на нашихъ адмиральскихъ судахъ — броненосцахъ „Князь Суворовъ" (флагъ вице-адмирала Рожественскаго) и „Ослябя" (флагъ контръ-адмирала Фелькерзама). Ожесточенный и мѣткій огонь японцевъ нанесъ сильныя поврежденія этимъ судамъ и часа черезъ два они были разстрѣляны (у «Суворова», были сбиты трубы и испорчена машина) и погрузились въ воду. Генералъ-адъютантъ Рожественскій, раненый въ бою, перешелъ на другое судно (к.-а. Фелькерзамъ умеръ за два дня до боя). Съ начала боя, нашимъ транспортамъ для уменьшенія потерь, по сигналу было приказано отойти подальше вправо подъ прикрытіе легкихъ крейсеровъ «Свѣтланы», «Алмаза» и «Урала». Однако, противникъ въ составѣ 8 крейсеровъ подвигался и съ этой стороны, хотя, благодаря огню подошедшихъ на помощь изъ лѣвой колонны крейсеровъ «Владиміръ Мономахъ» и «Дмитрій Донской», и держался на значительномъ разстояніи. Тѣмъ не менѣе, своимъ огнемъ онъ нанесъ большую подводную пробоину «Уралу», отъ которой этотъ крейсеръ и затонулъ, спустивъ передъ тѣмъ команду на шлюпкахъ. Сильныя поврежденія были произведены на броненосцѣ «Императоръ Александръ III» и хотя первоначально онъ справился съ ними и вступилъ въ боевую линію, но затѣмъ отсталъ отъ эскадры и къ вечеру затонулъ. Участниками боя сообщается, что японцы сосредоточивали огонь по очереди на каждомъ изъ нашихъ броненосцевъ, благодаря чему погибъ какъ указанный броненосецъ «Императоръ Александръ III», такъ и шедшій въ головѣ колонны, послѣ убыли „Суворова", броненосецъ „Бородино". „Бородино" опрокинулся и погрузился въ воду въ 7 час. 30 мин., мужественно продолжая стрѣлять до самаго конца. Кромѣ того, въ теченіе дневного боя 14 мая затонулъ транспортъ «Камчатка», получившій три пробоины, и сильно пострадалъ броненосецъ «Сисой Великій», на которомъ замѣчались большіе пожары, не препятствовавшіе, однако, его доблестному экипажу все время поддерживать огонь изъ всѣхъ своихъ орудій. Въ общемъ, изъ сообщеній съ нашей стороны и изъ донесеній командующаго японскимъ флотомъ видно, что 14-го мая днемъ нами были потеряны 4 броненосца, 1 крейсеръ и 1 транспортъ. Гибель этихъ судовъ объясняется какъ дѣйствіемъ непріятельскаго артиллерійскаго огня, такъ и крушеніями, понесенными отъ плавучихъ минъ. Было замѣчено, что громадное количество японскихъ джонокъ (лодокъ) пересѣкали курсъ нашей эскадрѣ, бросая изъ заранѣе устроенныхъ приспособленій эти мины, которыя держатся на водѣ около 2—3 часовъ (затѣмъ тонутъ). Послѣ захода солнца, какъ передаетъ телеграмма адмирала Того, японскимъ миноносцамъ было приказано атаковать наши суда и въ то же время, повидимому, непріятельскіе крейсера стали окружать эскадру адмирала Рожественскаго со всѣхъ сторонъ, поддерживая убійственный огонь. Какъ сообщаютъ частныя телеграммы, многочисленная японская минная флотилія всю ночь безпрерывно производила аттаки и хотя первыя два нападенія были отбиты, но послѣдующія имѣли успѣхъ, повредивъ нѣкоторыя наши суда. Для отраженія аттакъ этой флотиліи, между прочимъ, было истрачено много снарядовъ, что способствовало успѣху японцевъ въ бою 15-го мая, не позволивъ нашимъ судамъ развивать сильнаго артиллерійскаго огня.

Ночныя дѣйствія японскихъ миноносцевъ, въ связи съ натискомъ ихъ броненосцевъ и крейсеровъ, нарушили правильность движенія нашей эскадры; эскадра раздѣлилась на части и нѣкоторыя суда были отрѣзаны и стали драться самостоятельно. Изъ донесенія барона Ферзена видно, что отрядъ изъ всѣхъ оставшихся восьми броненосцевъ и двухъ крейсеровъ («Нахимовъ» и «Изумрудъ») подъ начальствомъ контръ-адмирала Небогатова, къ которому перешло командованіе послѣ того, какъ былъ раненъ адмиралъ Рожественскій, направился на сѣверъ, причемъ по дорогѣ подвергался многимъ миннымъ атакамъ. Съ разсвѣтомъ выяснилось, что отрядъ состоитъ лишь изъ броненосцевъ «Императоръ Николай I», «Орелъ», «Генералъ-Адмиралъ Апраксинъ», «Адмиралъ Сенявинъ» и крейсеръ «Изумрудъ». 15-го мая, броненосцы отряда были окружены непріятельскимъ флотомъ и, послѣ отчаяннаго боя, принуждены къ сдачѣ и отведены въ японскіе порты: Майцзуру («Орелъ») и Сасебо остальные. По пути въ Японію экипажъ «Орла» хотѣлъ взорваться, но этому воспрепятствовала японская команда, бывшая на суднѣ. Въ Японію приведены также наши плавучіе госпитали «Орелъ» и «Кострома», что касается крейсера «Изумрудъ», отрѣзаннаго отъ остальной эскадры, то командиръ его рѣшилъ прорваться во Владивостокъ, но, опасаясь встрѣчи въ этомъ направленіи съ японцами, двинулся сѣвернѣе въ бухту св. Владиміра. При входѣ въ бухту ночью съ 16-го по 17-е мая, вслѣдствіе темноты, крейсеръ выскочилъ на камни, и такъ какъ не представлялось возможнымъ снять его, капитанъ баронъ Ферзенъ, свезя команду на берегъ, взорвалъ судно.

Во Владивостокъ удалось прійти крейсеру „Алмазъ" подъ начальствомъ флигель-адъютанта капитана Чагина и миноносцамъ „Грозный" и „Бравый", отдѣлившимся отъ эскадры. „Грозный" шелъ на сѣверъ вмѣстѣ съ миноносцемъ „Бѣдовый", на которомъ находился раненый адмиралъ Рожественскій со штабомъ. Сѣвернѣе острова Дажалетъ (600 верстъ отъ Владивостока) наши миноносцы встрѣтили двухъ большихъ японскихъ контръ-миноносцевъ, съ которыми и вступили въ бой. Во время боя, по показанію командира „Грознаго", миноносецъ „Бѣдовый" погибъ отъ взрыва (по другимъ свѣдѣніямъ, заслуживающимъ довѣрія,— взятъ въ плѣнъ), а «Грозный» утопилъ одинъ непріятельскій контръ-миноносецъ. Изъ донесенія командира миноносца «Бравый» лейтенанта Дурново, видно, что этотъ миноносецъ былъ сильно поврежденъ въ бою 14-го мая, не могъ идти за эскадрой и направился вдоль береговъ Японіи; послѣ тяжелаго пути «Бравый», избѣгнувъ столкновенія съ встрѣчавшимися японскими миноносцами и слѣдуя со скоростью всего 5 миль, достигъ Владивостока, доставивъ спасенныхъ съ броненосца «Ослябя» 4 офицеровъ и 175 человѣкъ команды. Три нашихъ крейсера «Аврора», «Олегъ» и «Жемчугъ» подъ командою контръ-адмирала Энквиста изъ Корейскаго пролива направились къ югу къ Филиппинскимъ островамъ (американскія владѣнія). 21-го мая этотъ отрядъ, сильно пострадавшій въ бою съ 3-й и 4-й японскими дивизіями (8 крейсеровъ), прибылъ въ Маниллу, находящуюся на островѣ Люцонѣ. Часть судовъ нашей эскадры достигла Шанхая, а именно транспортъ «Корея» и пароходъ «Свирь»; сюда же прибылъ и миноносецъ «Бодрый», который, вслѣдствіе сильныхъ поврежденій, какъ передаетъ частная телеграмма, шесть дней носился по морю, не имѣя при этомъ прѣсной воды и угля. Участь остальныхъ миноносцевъ еще не выяснена. Что же касается судовъ, направлявшихся на сѣверъ, но отставшихъ, какъ сказано, отъ отряда контръ-адмирала Небогатова, то эти суда, послѣ боя съ превосходными силами врага, поврежденныя притомъ минными атаками, затонули частью въ открытомъ морѣ, частью у береговъ Кореи. Однако гибель этихъ судовъ вслѣдствіе доблестнаго поведенія ихъ командъ повидимому дорого обошлась врагу. Такъ съ крейсеромъ «Дмитрій Донской», какъ усматривается изъ японскихъ донесеній, не могла совладать направленная противъ него 4-я японская дивизія (4 крейсера), и противнику пришлось прибѣгнуть къ содѣйствію 2-й флотиліи миноносцевъ и одного броненосца. Со слабымъ по своимъ качествамъ судномъ «Свѣтлана» дрались два сильныхъ японскихъ крейсера, также какъ и съ «Адмираломъ Ушаковымъ». Всѣ эти суда, какъ сообщаютъ участники боя, поддерживали огонь, пока не скрылись подъ водою (на «Свѣтланѣ осталось 11 снарядовъ на орудіе). По словамъ капитана 1-го ранга Родіонова (телеграмма на имя управляющаго морскимъ министерствомъ) экипажъ командуемаго имъ крейсера «Адмиралъ Нахимовъ» покинулъ судно лишь передъ его потопленіемъ. Самъ командиръ крейсера и старшій штурманскій офицеръ лейтенантъ Клочковскій остались на суднѣ и лишь потомъ были вытащены изъ воды японскими рыбаками въ безсознательномъ состояніи. Не смотря на ожесточенность боя моряки, отражая врага, въ то же время заботливо подбирали товарищей съ погибшихъ судовъ. Вообще въ этомъ бою, не смотря на его неудачу для насъ, доблестные моряки, какъ удостовѣряютъ японскія оффиціальныя донесенія, проявили высокое мужество, самоотверженіе и чудеса храбрости. Они сдѣлали все, что было въ ихъ силахъ для успѣшнаго исхода боя, но черезъ-чуръ много было разныхъ обстоятельствъ, не благопріятствующихъ намъ. Опять Россію постигло новое несчастіе, отъ котораго русскій народъ, понятно, не упадетъ духомъ и съ новою энергіей и бодростью примется за работу, направленную къ одолѣнію опаснаго врага, памятуя, что наша родина съ честью выходила и прежде изъ многихъ тяжелыхъ испытаній.

Оцѣнивая наши потери въ 22 судна и около 4.000— 5.000 плѣнныхъ, подобранныхъ, по преимуществу, съ воды, адмиралъ Того говоритъ, что въ его эскадрѣ погибли лишь три миноносца №№ 34, 35 и 69 и около 800 чел. Однако цифрѣ этой довѣрять, повидимому, нельзя, зная склонность японцевъ замалчивать свои потери. По словамъ команды «Кореи», въ одномъ бою 14-го мая непріятельскій флотъ понесъ уронъ: три судна потопившими и пять поврежденными. Офицеры миноносца «Бодрый» удостовѣряютъ, что въ дневномъ бою непріятельскій флотъ пострадалъ не меньше нашего. Японскія сообщенія, идущія изъ Шанхая, говорятъ о гибели въ эскадрѣ адмирала Того 2 броненосцевъ, крейсера и 9 миноносцевъ.

В. Р.

[Сельскій Вѣстникъ, 1905, № 22, стр.484-486]

См.

Рождество 1914. 1915-1, 1915-2, 1915-3, 1915-4, 1915-5

С Рождеством Христовым 1914, 1915-1, 1915-2, 1915-3, 1915-4, 1915-5

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира