Даже те из крымчан, кто не знаком с Левоном Аркадьевичем, хорошо знают его детище - символ города, установленный в парке Тельмана к 140-летию Крымска в 2002 году.
- Левон Аркадьевич, вас не обижает, что некоторые крымчане в шутку называют стелу тисками?
- Нет. Когда мы устанавливали этот монумент, я услышал, как стоявший рядом молодой человек назначал свидание своей девушке: «Жду тебя у армянского памятника!» Он ей больше ничего не объяснял, но она пришла точно туда, где он ждал.
Конечно, памятник не армянский. Над его созданием трудились - мы специально посчитали - люди 12 национальностей! Так что его можно считать еще и памятником дружбы народов.
Две части монумента символично изображают руки - одна власти, другая - народа. Они не могут выглядеть как реальные руки, с ладонями, пальцами, потому что это монументальное искусство, символы.
- И эти руки никогда не соединятся в рукопожатии, потому что железобетонные...
- Я вкладывал в идею следующий смысл: ладони, сложенные домиком, бережно защищают символ города - его герб (сущность, память, славу).
- Герб - тоже ваша работа?
- Нет, его создал скульптор из поселка Южного Валерий Васильевич Воробьев.
- Герб установлен посередине длины рук, получается, где-то в районе локтей. Мы помним о славе Крымска в советские годы, во всем мире знали продукцию местного консервного комбината. Сейчас эта слава, как локоть - близко, а не укусишь...
- Памятники создаются не для того, чтобы грустить о былом величии, а чтобы вдохновлять людей на новые успехи.
- Вы сами выбирали место для монумента?
- Мы рассматривали для его установки центр города. В парке я обнаружил фундамент от старых ворот. Использовал его как основу.
Мы пересмотрели с Левоном Аркадьевичем старые фотографии парка и пришли к мнению, что фундамент мог остаться от доски почета, сооруженной в парке в советское время (возможно, в свою очередь на фундаменте, оставшемся с дореволюционных времен).
- Левон Аркадьевич, вами рассматривались другие варианты символа города?
- Нет. Черновиков было много, но я не рассматривал разные варианты, а отшлифовывал изначальную идею, которую в итоге удалось осуществить.
- Кто был инициатором этого памятника? Глава района?
- Глава утвердил идею. А предложил ее местный предприниматель - Ражден Хачатурович Нерсесян. На тот момент он был председателем армянской диаспоры в Крымском районе.
- Левон Аркадьевич, работа над символом Крымска сделала вас крымчанином?
- Можно сказать и так. На Кубань из Армении я приехал в 2000 году, в гости к родственникам, которые жили в Крымске. Оставаться здесь я не планировал. Но поступил интересный заказ, его нужно было сделать за пять месяцев, ко Дню города. Потом появился второй заказ, третий и так далее. Работа все больше привязывала меня к этому месту.
Пока я увлеченно трудился, младшая дочь Лиана познакомилась с местным парнем. Карен и его брат Степан помогали отцу Сурену Аветисяну обкладывать стелу белым мрамором. Лиана и Карен полюбили друг друга, поженились, вместе уже 15 лет. Это стало еще одной ниточкой...
В Крымском краеведческом музее в 2001 году прошла моя первая выставка, я приобрел здесь не только зрителей, оценивших мое творчество, но и друзей, единомышленников, помощников в осуществлении замыслов. Все это притянуло меня к новому месту жизни очень плотно.
- Но узаконить проживание здесь оказалось непросто?
- Да, возникли проблемы. Пришлось столкнуться с реальностью того времени. Мой отец Аркадий Сергеевич Хачатурян воевал в рядах Советской армии за освобождение в том числе и Кубанской земли, а я вдруг стал в родной стране иностранцем...
Глава района лично обещал решить вопрос получения вида на жительство, но слово не сдержал. Бог ему судья... Главное, что на сегодняшний день проблема решена.
- Кто был заказчиком следующих работ?
- Ражден Хачатурович предложил сделать памятник "Связистам России", потом поклонный крест на улице Кирова, памятник ликвидаторам и жертвам аварии на ЧАЭС...
- Оплачивал все эти работы муниципалитет?
- Нет. Ражден Хачатурович, как заказчик, оплачивал материал и труд рабочих.
- И ваш тоже?
- Все свои работы в Крымске я делаю бесплатно, в подарок городу, который приютил меня.
- Левон Аркадьевич, да вы - подвижник! А еще благодаря вам с 2010 года сердце Неизвестного солдата на Вечном огне (улица Комарова) билось...
- Да, при реставрации памятника мы с Андреем Петруком установили под звездой Вечного огня специальную аппаратуру со звуком биения сердца, которая работала от аккумулятора. Включали ее во время торжественных мероприятий. Прослужила задумка пару лет. Но потом кто-то кинул в решетки звезды то ли спичку, то ли окурок и все сгорело. После наводнения мемориальный комплекс снова отреставрировали, но устанавливать «биение сердца» не стали.
- Я хотел применить ее в скульптуре «Мать мира», которую планировал установить в Крымске на Скале (так называется один из районов города).
- В чем был ее замысел?
- На пяти колоннах (по числу континентов Земли) устанавливается скульптура женщины с ребенком на руках. Между этих колонн бьется сердце матери. Его видно и слышно. На пяти сторонах монумента на разных языках слово «мать».
- Какие еще ваши замыслы остаются пока нереализованными?
- Я предлагал установить новые, более интересные, чем те, которые есть сейчас, знаки на въезде в Крымск. Хотел создать памятник казакам на улице Крепостной на кургане.
- Как вы его себе представляете?
- Арочный свод с колоколом наверху. Посвященные в казаки молодые ребята могли бы проходить через него, звонить в колокол, что символизировало бы появление в казачьих рядах нового бойца.
- Почему эта идея не осуществилась?
- Насколько мне известно, запрет пришел из краевого общества защиты памятников архитектуры. Как я понял, поскольку курган - могила, строительные работы на нем запрещены.
- А жертвам наводнения 2012 года вы хотели поставить памятник?
- Да, такая идея у меня возникла сразу. Но когда я обратился с ней в администрацию, мне сказали, что вопрос о том, где и какой памятник будет установлен, уже решен.
- А где бы вы его предложили установить?
- Точно не в центре, там не было воды. Я предлагал на въезде в город, около магазина «3 копейки». Сейчас на этом месте уже стоит памятник.
- И все-таки расскажите, пожалуйста, о своей неосуществленной идее.
- Задумка была запечатлеть подвиг погибшего полицейского Горбункова, который спас столько людей, в том числе детей... Плывущим, с ребенком в руках...
- Вы были в Ленинакане, когда там произошло то ужасное землетрясение?
- Да, 7 декабря 1988 года за 30 секунд был полностью разрушен город Спитак, сильно пострадал Ленинакан... Погибло 25 тысяч человек... Более 500 тысяч осталось без крова...
- Ваша семья тоже пострадала?
- Под обломками школы погибла наша племянница, ученица второго класса. Я выпрыгнул с третьего этажа Отдела культуры.
- Психологически в вас что-то изменилось тогда?
- Да. После того землетрясения я не могу рисовать на белой бумаге, только на черной, гелевой ручкой. Этот стиль получил название «Негативная графика». Я рисую в ней сам, обращаюсь к знакомым и незнакомым художникам и не художникам с предложением сделать картину в том же стиле. В моей коллекции уже 500 картин, нарисованных взрослыми и детьми. Планирую устроить выставку. Возможно, она состоится в мае следующего года.
- Вы продаете свои картины?
- Нет. Кто-то из знакомых художников сказал о работах: «Как можно продать своих детей?!» Я тоже так думаю.
- Кроме коллекции «Негативной графики», знаю, у вас есть и другие коллекции. Расскажите о них.
- Я собираю книги с автографами знаменитых людей, первые номера газет и журналов, дореволюционные издания, старинные книги 17-18 веков, редкие очки и пенсне...
- Левон Аркадьевич, откуда в вас эта творческая жилка, вы же по первому образованию физик-математик?
- К творчеству меня тянуло всегда. С 19 лет начал принимать участие в выставках и вернисажах. Объездил со своими работами многие страны мира. Демонстрировал свое искусство в Польше, Болгарии, Америке, Швеции, Англии.
- Расскажите историю, как вы «породнились» со знаменитым композитором Хачатуряном. Тем самым, который написал всемирно известный «Танец с саблями», музыку к балету «Спартак» и так далее...
- Произошло это на творческом фестивале в Варшаве. Кто-то спросил меня, не внук ли я известного композитора. Мне бы сказать сразу: «Нет, я - просто однофамилец», а я в шутку кивнул. В последний день фестиваля объявляют: «Уважаемые гости, в нашем зале находятся два внука известных композиторов: Петра Ильича Чайковского и Арама Ильича Хачатуряна». Вызвали нас на сцену. Не знаю, насколько был настоящий первый внук, а у меня лицо горело, но объяснять что-то было уже поздно. Решил: надо самому покаяться перед Арамом Ильичом за самозванство. Рассказал всю эту историю другому известному композитору - Арно Арутюновичу Бабаджаняну, с которым мне довелось познакомиться еще в Армении. Тот посмеялся, повел к Араму Ильичу в гости. За кувшином хорошего вина Арам Ильич Хачатурян признал меня «внуком», хотя наша разница в возрасте всего 28 лет...
Я думал, он забудет эту историю, но нет, когда Арам Ильич приехал в Ленинакан, то поинтересовался у местных властей, где его внук. Я на тот момент был директором местного Дома культуры. Когда он узнал, что у меня нет квартиры, возмутился. Ему говорят: «Да он никогда не просил!» Но в течение 10 дней жилье мне выделили.
- А книги Хачатурян и Бабаджанян вам подписали?
- Бабаджанян дал автограф, а у Хачатуряна я не догадался попросить. Помню, как Фрунзик Мушегович Мкртчян мне подарил книгу со своим автографом. Он шел в гостиницу, где мы жили. В подземном переходе торговали книгами. Фрунзик хотел обойти образовавшуюся вокруг лавки очередь, но люди подумали, что он встает в конец, и со словами «Вы такой знаменитый артист!» стали продвигать его вперед. Фрунзик говорил: «У меня и в планах не было книги покупать, но оказавшись таким образом перед продавцом, взял одну, о Леонардо де Винчи». Ее он мне и подарил.
- Ничего себе у вас знакомые! Вы свои воспоминания записываете?
- Воспоминания? Нет, не издаю. Обо мне наш известный армянский поэт Ованес Шираз написал в своей книге. А Ованес Шираз для Армении, как Пушкин для России, очень хорошо пишет. Галина Адольфовна Ященко посвятила мне одно из своих стихотворений. Тоже было приятно.
- Какая ваша скульптура в Крымском районе самая свежая?
- Бюст Ленина в станице Нижнебаканской, сделанный несколько лет назад. Старый треснул, хотели его реставрировать, а потом решили новый создать.
- Я понимала, что представители победившего капитализма памятники Ленину сносить не будут, но думала, и реставрировать не станут, а подождут, пока те сами развалятся...
- Нет, в станице Нижнебаканской стоит новый бюст. А в 2002-м, когда символ города в Крымске облицовывали белым мрамором, заодно и пьедестал Ильича таким же мрамором покрыли.
- Несколько лет без больших заказов тяжело?
- Если бы у меня не было других дел, думаю, да. Но я создаю новые рисунки, участвую в выставках, много общаюсь, в том числе в интернете, с людьми из разных уголков мира, поэтому скучать некогда.
- Спасибо вам, Левон Аркадьевич, за интервью, очень интересно было с вами побеседовать!
Лариса Сафронова