Тверской трамвай работает с 1901 года. С годами система постоянно развивалась, и к 90-м годам прошлого века насчитывала порядка 18 маршрутов, более 200 километров путей, 2 депо и 250 вагонов на линии.
С 1997 года маршрутная сеть начала постепенно сокращаться, что было вызвано ростом количества коммерческого транспорта, а также износом подвижного состава и путевой инфраструктуры. А 14 ноября 2018 года движение было полностью закрыто.
Но, согласно плану внедрения новой модели пассажирских перевозок "Транспорт Верхневолжья", восстановление трамвайного движения должно произойти уже в 2023 году. Об этом губернатор Тверской области Игорь Руденя постоянно говорит, начиная еще с момента закрытия.
В новом документе Тверской Городской Думы "Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Твери на 2020-2039 годы" имеется более-менее подробное описание этих планов.
Так, к 2023 году планируется запуск маршрутов №5 и 11 (33 км., 2788 млн.р.), закупка новых вагонов должна состояться уже в 2022 году (30 ед., 900 млн.р.), ремонт депо - к 2025 году.
К 2026 году планируется второй этап с вводом еще 2-х маршрутов 5Э и 6, а также новых линий, о которых мы писали чуть ранее (35 км, 3126,8 млн.р). В документе имеются и схемы движения:
Помимо восстановления трамвая от Вокзалов к ДСК и на Соминку в первом этапе (2023 г.) добавились достаточно странные линии по улице Туполева, далее на Восточный мост и по улице Орджоникидзе, продолжение линии по улице Коминтерна, далее по Бурашевскому путепроводу (который только что был отремонтирован с демонтажом путей) к жилому комплексу "Иллидиум" с разворотом вокруг ФОКа. Не менее странная линия проложена прямо по территории заброшенной военной базы к студенческому городку на Соминке (видимо по Тверь-Экспо...).
Спорным в таком случае остается выбор восстановления линии по Восточному мосту и улице Туполева, потому что вместе с линией по Орджоникидзе они не заходят в центр и огибают его вокруг - будет ли это пользоваться спросом у населения? Не лучше ли вместо этого восстановить линию по проспекту Победы или Советской с Вагжанова?
Предусматривается, что в первом этапе запуска трамваев в 2023 году по маршруту №5 "Автовокзал - ДСК" будет курсировать 17 вагонов с интервалом 5 минут, а по маршруту №11 "Автовокзал - Кольцевая улица" - 13 вагонов с интервалом 5 минут. Для этих целей будут использованы существующие вагоны (8 штук) 71-911 "Сити-Стар" производства ПКТС, которые были закуплены еще в 2015 году. Сейчас вагоны законсервированы и стоят в депо. Еще 22 вагона планируется закупить в 2022 году.
Старые трамваи Татра и КТМ планируют сохранить для музея тверского транспорта. Из 10 КТМ-8КМ и 6 капитально отремонтированных в 2015 году Татра-Т3 хотят оставить 4 вагона. Остальные уже сейчас утилизируются.
В плане организации движения указывается, что трамваи будут ездить по бесшовному трамвайному полотну, которое будет обособлено от проезжей части дороги на большей части маршрута. Также будут организованы и посадочные платформы на остановках. Особенности строения пути можно посмотреть на этих скриншотах из документа:
Заключение
В последнее время разговоры о трамвайном движении в Твери происходят очень часто. Но никаких конкретных действий по его восстановлению пока что не происходит.
Пока что, с одной стороны, за последние годы мы видели демонтаж трамвайных путей, контактной сети и утилизацию старых вагонов, а с другой — реализованный (но не без сбоев и недочетов) в полном объеме первый этап новой модели перевозок "Транспорт Верхневолжья" с полной отменой маршруток и закупкой более 400 новых автобусов.
Так что будем надеяться, что запланированные уже на этот год мероприятия начнут воплощаться в реальность.