Найти тему

Я+Т. Как начиналась история Яндекса и Тинькофф банка

Книги о Яндексе и банке дают богатую пищу для размышений.
Книги о Яндексе и банке дают богатую пищу для размышений.

Что можно узнать из книг о создателях компаний

Главная российская бизнес-новость этой недели- планируемое поглощение Тинькофф Банка Яндексом. Каково будущее этой сделки мы не знаем, но нам доступны знания о прошлом.

Обе компании — построенный с нуля успешный российский бизнес, развитие которого определялось их основателями — Аркадием Воложем и Олегом Тиньковым. Если вам интересно, почему интернет-компания и банк стали именно такими как есть, можно прочитать две книги.

Triple B рекомендует:

  • «Я такой как все: Невыдуманный роман», Олег Тиньков, изд. "Альпина Паблишер"
  • «Яндекс Книга», Дмитрий Соколов-Митрич, изд. "Манн, Иванов, Фербер"

Тинькофф

Для того, чтобы понять историю банка, стоит знать историю самого Тинькова. Шахтерский Ленинск-Кузнецкий, занятия велоспортом, погранвойска, учеба в ленинградском Горном институте, мелкие спекуляции, крупные спекуляции... В книге от первого лица есть огромное количество интересных и откровенных историй о том времени и о влиянии их на характер Тинькова.

Торговля электроникой, производство пельменей, пивоваренный завод — оригинальные бизнес-истории, каждая из которых завершалась удачной продажей бизнеса. Идея делать банк кредитных карт, используя пример американского Capital One, появилась в 2005 году.

Олег Тиньков о том, почему он занялся банковским бизнесом:
«Ну, а чем ещё заниматься? Девелопментом я боюсь – вдруг рынок недвижимости грохнется (так вскоре и случилось. –О. Т.). Есть ещё идея построить нефтеперерабатывающий завод рядом с границей и экспортировать бензин, но там надо много денег, и отрасль очень политизирована, а я от политики стараюсь держаться подальше. Водка? Устал от потребительского рынка после «Дарьи» и пива».

В книге много рассказывается и про найм ключевых для банка людей, и про построение корпоративный культуры. Банковский бизнес стал для Тинькова самым долгим и масштабным, но его продажа вполне укладывается в логику отношения бизнесмена к расставанию.

«Нужно жалеть, но продавать, продавать, жалеть, но продавать. Не надо цепляться. Однако – внимание! – в том случае, если хочешь продать. Если вы морально с этим бизнесом, активом расстались, обязательно продавайте».

Яндекс

В истории Интернет-гиганта нет той яркости и эпатажа, которые сопровождали проекты Тинькова. Это история о другом типе людей, олицетворением которых является Аркадий Волож. В его жизни бьла ведущая физматшкола Алма-Аты, Институт Губкина в Москве, НИИ, кооператив при НИИ. Более системный, инженерный подход к торговле компьютерами (чем тогда занимался и Олег Тиньков) в 90-е привел Воложа к созданию крупного дистрибьютора техники и программного обеспечения, а также к работе над информационно-поисковыми системами. Сам Яндекс, как компания, появился в 2000 году.

В отличие от Тинькова, использовавашему свою фамилию для создания брэнда, в Яндексе все было по-другому. «Математики — люди патологически скромные. Среди пользователей операционной системы Unix тогда появилась традиция — называть новые продукты через оборот yet another — и далее какое-то слово, характеризующее программу. «Еще один сайт», «еще один переводчик», «еще один инструмент», «еще один индексатор». Yet Another Indexer — именно так можно звать «Яндекс» «по имени-отчеству». Увидев первый раз слово Yandex, Волож лишь добавил последний штрих: желая подчеркнуть русское происхождение продукта, он предложил вместо первых двух английских букв поставить одну русскую — так и получился Яndex».

Описанная в книге история превращения стартапа в Интернет-гиганта имеет множество ярких моментов — успехи в поиске, запуск контекстной рекламы, переговоры о продаже Google, выход на биржу, открытие новых направлений... Но долгое время Яндекс старался развиваться самостоятельно, избегая покупок. «В любой отрасли объединение двух компаний — большая проблема. Половина этих объединений не работают из-за разницы культур», - говорил Аркадий Волож.

Успех компании в книге объясняется уникальным сообществом, собранным в команду. «Яндекс» — это та компания, которая выросла и продолжает расти исключительно благодаря внутренней культуре взаимоотношений. Это не тот случай, когда сегодня можно порулить так, а завтра по-другому. Если эту среду уничтожить, этот бизнес просто умрет, и проиграют все», - Леонид Богуславский, один из первых инвесторов Яндекса.

За историей двух компаний будет любопытно следить, уверен, что в ней точно будет отличный сюжет для новых бизнес-книг.