Найти тему

Фильм Апокалипсис сегодня как одно из самых ярких отражений войны

Перед созданием этого фильма фамилия Коппола уже прогремела в мире кинематографа. Он прославился экранизацией криминальной драмы Марио Пьюзо «Крестный отец», повествовавшей о важной для США теме мафиозных семей. После этого в конце 1970-х он решил снять фильм о еще одном важном событии — войне во Вьетнаме.

С самого начала съемок Правительству США стало ясно, что Коппола не будет освещать этот фильм в тех красках, которые требовала официальная повестка. По этой причине ему было отказано в государственной поддержке. Однако на помощь пришли власти Филиппин, на которых режиссер хотел снять этот фильм и которые на тот момент были холодно настроены к американскому правительству. Ему предоставили необходимые локации и, что самое главное, военную технику.

Так в 1979 появился один из главных фильмов о войне во Вьетнаме - «Апокалипсис сегодня». Картина получила ряд номинаций на Оскар, из которых взяла награды за лучший звук и за операторскую работу. Также фильм получил Золотой глобус (лучший режиссер, лучшая мужская роль второго плана, лучший саундтрек) и Золотую пальмовую ветвь.

Безумие, безумие и еще раз безумие. Вот те мысли, которые возникают после просмотра этого фильма.

Кадры из начала фильма
Кадры из начала фильма

Начало, мягко говоря, не радужное. Главный герой (капитан Уилард) рассуждает о том, что не может существовать в нашем мире. Он отлично отражает то, что происходит с человеком на войне. Из его монолога в начале следует, что его жизнь сломана войной. Он не чувствует себя нормально как на родине, в мирной обстановке, так и на войне. Он выброшен из жизни, сломан.

Дальнейшее повествование показывает нам всё более ужасный мир Вьетнамской войны. Невольно вспоминается "Божественная комедия" Данте, когда с каждым новым витком сюжета мы видим всё более безумные сцены. Реалистичность этому аду на земле придается регулярными взрывами и напалмом. Это также похоже на палаты какой-то психбольницы. Как будто мы смотрим "Остров проклятых" в ретроспективе. Человеку, который не был на войне, трудно поверить в реальность происходящего. Только, к сожалению, фильм показывает нам настоящую картину войны, а не бред сумасшедшего.

Уиларду дают задание найти обезумевшего полковника Курца. Мы перемещаемся чуть дальше и видим якобы вполне адекватного командира вертолетного подразделения Билла Килгора. Он кажется бравым солдатом, но при этом война для него является развлечением. Главный сумасшедший, вроде, Курц, а вот человек, который под музыку Р. Вагнера убивает мирных вьетнамцев, чтобы позаниматься сёрфингом, считается адекватным командиром. Это и логично, ведь, как нам сказали в начале фильма, на войне трудно судить за убийства. Пока ты направляешь своё безумие в сторону врага твоей страны, ты считаешься нормальным.

Никакой компьютерной графики, только реалистичные спецэффекты
Никакой компьютерной графики, только реалистичные спецэффекты

Грань между человеком и животным размывается. Это видно уже по сцене, когда к солдатам приезжают девушки из Плейбоя. Мужчины, действительно, любят поглазеть на обнаженных женщин, но, когда это перерастает в то, что они толпой на них бросаются, это переходит какие-либо рамки. Что уж говорить про тех солдат, которые повисли на взлетающем вертолете с этими девушками.

Девушка из Плейбоя
Девушка из Плейбоя

Всё, что остается американским солдатам в этом замкнутом круге безумия - стрелять во все, что едва двинулось. Это получается рефлекторно. Так происходит в ряде сцен: нападение тигра в джунглях, проверка мирной лодки и обстрел людей, которые кидались лёгкими палками. В первой из них страх оправдан, ведь при нападении такого опасного животного адреналин в крови зашкаливает. Во второй персонажи впадают в безумие просто от того, что вьетнамка пытается уберечь своего щенка. В третьей сцене это ответ на относительно мирную попытку сказать, что им здесь не место.

К слову, тигр в джунглях для меня выглядел метафорично. Мне кажется, что Коппола хотел показать этой сценой, что даже природа настроена против американского вторжения.

Бросающийся на солдат тигр
Бросающийся на солдат тигр

Ночная сцена, на которой нам показывают солдатов, лишенных командования, также является очередным безумием. Днем они строят мост, а ночью пытаются защитить его от нападающих вьетконговцев. Им никто не отдает приказы, они спят по два часа в сутки. Эти солдаты застряли в каком-то безумном порочном круге войны.

Ночная оборона моста
Ночная оборона моста

И вот мы переходим к финальной части — культу Курца. Обожествление полковника помогло всем сторонам конфликта найти свой покой. Здесь, вдали от войны они чувствуют себя в безопасности и готовы уничтожить все, что сможет лишить их идола.

Курц осознал весь ужас войны и пропустил его через себя. Он говорит, что победить в войне мешает умственная деятельность человека, мешают его мысли. Опять же, необходимо сделать так, чтобы человек перестал задавать себе вопросы, чтобы он стал животным. Именно с такими солдатами Курц выиграет войну. Но что такое победа? Описанные Килгором выжженные остатки людей, от которых остался только запах напалма? Победа недостижима, ведь человек не может полностью выкинуть что-то засевшее в его голове, что не позволяет ему уничтожать других людей. Во всяком случае, ни у кого не получится составить армию исключительно из таких людей.

Полковник Курц
Полковник Курц

Убийство Курца, на мой взгляд, является многозначительной сценой. Она оставляет много вопросов. Уилард убил Курца, потому что решил избавить его от страданий? Или всё-таки подчинился приказу? Каким был его основной мотив? Я не смог найти ответ на этот вопрос, и, может быть, вы мне поможете с этим, оставив свое мнение в комментариях.

Одним из важных элементов фильма является критика современного капитализма и цивилизации в целом. Богатые живут за счет бедных, сильные за счет слабых. Французы организовали посреди этого ада на земле свою плантацию, которая существует за счет местных жителей. Командир никогда не позволит написать на самолете нецензурное выражение, но вот убивать людей — вполне прилично и не противоречит нормам морали. Это ложится в основу критики современной цивилизации, ведь общество защищает какие-то незначительные ценности, в то время как по-настоящему ужасающие проблемы ему не столь важны.

Даже щенок, которого спасли ценой жизни его хозяев, является некоторой отсылкой к американской мечте. Погибли невиновные люди, но зато у солдат теперь есть милая собачка.

Фильм неслучайно так назван, поскольку апокалипсиса нет нужды ждать, нет нужды слушать пророчества, ведь люди сами создают сейчас, в боевом конфликте.