Как Кендзи Экуан создал музейный экспонат из бутылочки соевого соуса
Кендзи Экуан — человек, который не получал дизайнерского образования, потому что тогда в его университете не было факультета дизайна. Изначально Кендзи окончил военно-морскую академию. После чего в возрасте 21 года поступил в Токийский университет искусств. Там он основал с другими студентами «Группу Коике» (GK).
Группе удалось поработать с несколькими известными компаниями. Yamaha заказала у них дизайн пианино, и они сняли чёрную отделку и оставили натуральное дерево. Также японский производитель велосипедов Maruishi заказал у них раму велосипеда, подходящую для женщин. Несмотря на маленькое количество сотрудников, группа начала нарабатывать репутацию.
Группа также активно участвовала в конкурсах и занимала призовые места. В 1957 году сообщество переросло в дизайн-студию GK Design, которой Экуан руководил до конца жизни.
Символ новой Японии
Традиционный для Японии продукт — соевый соус — имелся практически в каждой семье. Однако была одна проблема: соевый соус продавался в больших бочонках, а затем перешел на литровые бутылки. Ими было удобнее пользоваться дома.
Однако покупателям по-прежнему такой формат тары был не слишком удобным. Они просили компанию Kikkoman сделать упаковку ещё меньше, чтобы её легко можно было разместить на столе. Компания устроила конкурс, в нём выиграл Экуан (ему было меньше 30 лет).
Экуан рассказывал, что, при создании бутылки он вспоминал свою мать, которая с трудом поднимала большую бочку с соевым соусом во время готовки. Он поставил себе цель — упростить эту задачу.
Дизайнер трудился над дизайном идеальной формы для бутылочки соуса больше трёх лет — и создал около ста прототипов, прежде чем нашёл идеальное решение.
Бутылочка с широким дном и узким горлом закрывается ярким красным колпачком-дозатором, он позволяет выливать соус точно. Благодаря прозрачному стеклу можно оценить, сколько соуса осталось. Сам тёмный соус контрастирует с яркой красной крышкой, это добавляет визуальной глубины.
Это помогло Экуану сделать бутылочку удобной и при этом узнаваемой — в ней читается японская эстетика, которую хотел сохранить дизайнер.
Бутылочка стала бестселлером в Японии сразу же после появления в 1961 году, а затем и во всем мире. А Экуан — первым японским дизайнером-знаменитостью.
30 марта 2018 года форму бутылочки (без надписей) зарегистрировали в Японии в качестве торговой марки. Кроме Японии, форма бутылочки зарегистрирована в России, США, Украине, Норвегии, Австралии и ЕС.
Как бутылочка повлияла на продажи и стала предметом искусства
Одной из причин популярности новой бутылочки стало удачно выбранное время для её вывода на рынок — именно в эти годы американцы заинтересовались иностранной кухней.
К моменту смерти Экуана в 2015 году Kikkoman продала более 400 млн таких бутылочек, они превратились в один из узнаваемых символов японской кухни.
В 2003 году Экуан получил престижную премию Lucky Strike Design Award за дизайн бутылочки. Также она выставляется в качестве постоянного экспоната в Центре дизайна Северного Рейна в Германии и в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
По словам старшего куратора архитектуры и дизайна в Музее современного искусства в Нью-Йорке Паолы Антонелли (она знала Экуана лично), музей не просто так экспонирует бутылочку. «Она находится в коллекции, потому что работает идеально. Это красивый, разумный и чрезвычайно изящный дизайн, одновременно древний и крайне современный».
Пересказ статьи с vc.ru