Жилье - крупное вложение денег. За свои деньги мы рассчитываем получить лучшее. Хорошее жилье должно быть комфортным, удобным, прочным.
Вопрос к качеству жилья должен быть главным критерием его выбора. Если треснула стена, вода течет с потолка или провалился пол, качественным такое жилье не назовешь.
Квартира прослужит долго, если её строили из качественных строительных материалов, умелые строители с соблюдением технологии строительства.
Застройщики в своей рекламе не зря обходят стороной вопрос качества. Строить быстро, дешево и, одновременно, качественно невозможно. Поэтому покупателя заманивают выдумками про близость до центра 15-20 минут, про комфорт и развитую инфраструктуру.
Но эти описания не характеризуют качество самого строения. Качество строения должно быть описано в договоре долевого участия или договоре купли-продажи жилья. Если требования о качестве жилья не указано в договоре, то значит действуют общие правила строительных норм, санитарных норм и прочие.
А если все обещания оказались лишь рекламным ходом ?! Сам покупатель не увидит погрешности в строении, но почувствует их проявления: холодно зимой, жарко летом, душно, сыро, болит голова, дети начинают чаще болеть после переезда в новую квартиру.
Моя знакомая Елена купила будущую квартиру по договору долевого участия в Казани. Цена 5,7 млн рублей для почти центра она посчитала очень выгодной. В рекламе застройщика ее подкупило обещание, что внутри микрорайона будет свой детский сад и школа.
После покупки Елена выяснила, что детский сад и школу застройщик запланировал построить к 2030 году, если продаст не менее 7 000 квартир. Вроде не обманули, но уже развели. Дальше началось самое интересное.
По договору Елена должна получить свою квартиру до 03 сентября 2020 года. Но уже 10 июля 2020 года ей пришло уведомление от застройщика, что квартиру построить не успевают, подпишите дополнительное соглашение о продлении срока до конца января 2021.
Елена не имеет своего жилья, она с детьми приехала в Казань из Уфы. За съемную квартиру она платит 25 000 рублей ежемесячно. Застройщик создал ей убыток минимум на дополнительные 100 000 рублей (4 месяца аренды по 25 000 рублей).
Помимо прочего в группе жильцов будущего дома Елены стали обсуждать качество застройки дома. Один из покупателей будущего жилья по имени Илья работает в компании, где застройщик покупает строительные материалы. Илья рассказал, что наш застройщик покупает все самое дешевое и даже просроченный товар берет. Не дай Бог эти материалы будут использованы в строительстве нашего дома.
Елена стала беспокоиться за качество своей будущей квартиры и попросила проверить стройку своего знакомого Ленара - прораба из другой строительной компании.
На объекте Ленар обнаружила 4 узбеков без строительной техники и материалов и двух охранников. По мнению Ленара отложение стройки на 4 месяца не дает гарантий, что в январе 2021 года квартиру Елене сдадут. По его подсчетам работы по строительству дома оставалось на 6-7 месяцев.
Помимо прочего, Ленар обнаружил много нарушений качества строения. Кладка кирпича первого этажа имела трещины, которые позже замазали цементным раствором, вместо перекладки, часть фундамента была оголена, мешки цемента лежали не укрытыми на улице. Стройобъект выглядел как брошенное место.
У Елены есть два пути решения вопроса.
Первый путь: расторгнуть договор и вернуть свои деньги с процентами и убытком.
Второй путь: дождаться получения квартиры, оценить цену устранить все недостатки квартиры и отсудить за них деньги.
Первый вариант сейчас мы проверяем в суде, так как добровольно вернуть деньги за квартиру застройщик отказался. О результате расскажу позже.