Найти тему
От Байкала до Амура...

СМП-580 бамовцы называли «500 веселый»

У каждого из собравшихся в Усть-Кутском Совете ветеранов строителей БАМа своя судьба, своя биография. Но всё они в своё время были заняты единым делом — строили железную дорогу, которая обеспечила выход к Тихому океану.

Была единая цель, был единый порыв. Сейчас это звучит несколько высокопарно, но они молодые, полные энергии и сил, немодного теперь энтузиазма, построили не только магистраль, но и значительную часть инфраструктуры Усть-Кутского района. И сами живут здесь до сих пор. И бежать никуда не собираются.

Дворянин Сухов

Анвар Магсумович Сухов родом из Башкирии. Получив комсомольскую путёвку на строительство Тобольского нефтехимического комбината, на саму стройку не попал. Говорит, что были организационные проблемы.

— Ребята уехали, а я остался, — просто объясняет он.

Тогда Анвар решил ехать на БАМ. Молодой был, бесшабашный. С работы не отпускали: пришлось оставить трудовую книжку («Потом эти шесть лет так и не нашёл»). Уже в Усть-Куте специальность каменщика осваивал заново. Работал в СМП-580 треста «Ленабамстрой». И каменщиком был и плотником.

— В отличной бригаде трудился, дружной. До сих пор общаемся, встречаемся семьями, — рассказывает он.

Вспоминает, что СМП-580 все называли «500 веселый».

— Почему? — удивляюсь я.

— Потому, что ребята там весёлые работали, особенно из одесского и харьковского отрядов.

Строительно-монтажный поезд возводил в городе жилые дома и объекты соцкультбыта. Анвар Магсумович как-то по-особому тепло и сердечно вспомнил своего бригадира Николая Химченко. «Хороший был мужик», — вздохнул он.

На БАМе встретил свою единственную и неповторимую — Нину Каплуновскую, которая приехала на стройку из Полтавы. «Она у меня из династии священнослужителей," — подчеркнул Анвар Сухов. Вырастили двоих детей. Уже перед пенсией ветеран трудился жестянщиком.

— О чем вспоминаете чаще всего?

— Интересные мероприятия проводили, в соцсоревнованиях участвовали. Спортом занимались. И это не было какой-то формальностью, как сейчас пытаются некоторые выставить. Я ещё в Северобайкальске в отделе снабжения стропальщиком работал. Оттуда и медаль отправили к 45-летнему юбилею БАМа.

— Не жалеете, что приехали на БАМ?

— О чём жалеть, — философски рассуждает он. — Здесь же лучшие годы прошли! Сейчас вот времени много — занимаюсь своей родословной, хочу восстановиться в Дворянском собрании Уфы.

Полжизни — в кабине самосвала

Юрий Иванович Панин, 1947 года рождения, работал водителем автобазы в Мостострое-9. Родом из Вихоревки. Сетует, что на Большую стройку в начале строительства местных не брали, попал на БАМ только в 1977 году. К тому времени он уже был высококлассным специалистом (открыты все категории), а потому сразу посадили на автобус.

После в отделе снабжения работал — поставлял на стройку ответственный груз. Принимал участие в строительстве автомобильного моста через Лену.

— Как-то даже отправляли в Минск за запчастями, — вспоминает он. — Через всю Россию проехал. Командировок было много. Дома почти и не жил. Приедешь на участок, допустим, ночью. Кто тебя ждет? Полжизни, считай, прошло в кабине. День грузят, а в ночь выезжаешь. 12 лет работал на легендарном немецком самосвале Магирус, который отличался от привычных КамАЗов и КрАЗов не только яркой оранжевой окраской. Надежным был.

У Юрия Ивановича — 51 год общего стажа! Неоднократно водитель поощрялся за безаварийную работу. Уже давно вместе с супругой Анной Семёновной живёт в своём доме. Любитель рыбак-охотник. Хороший хозяин.

— Правда, что на БАМе можно было за три года накопить на машину? — интересуюсь я у него. – Вы же имели право на льготную покупку легкового автомобиля?

— Конечно, — отвечает он. — Мы же не только за запахом тайги сюда приехали. Зарплата была достойная. Кто работал, тот зарабатывал. Я вот за это время четыре машины сменил.

Некоторые на этом даже бизнес построили. Получали, отгоняли в Прибалтику, продавали и снова вставали в очередь. А кто-то и целевые чеки продавал. Было и такое.

Усть-Кут стал второй родиной

Семнадцатилетней девчонкой Валентина Ивановна Мищенко приехала на строительство дороги «Хребтовая-Усть-Илимская» из Горьковской области. Объясняет, по семейным обстоятельствам. Знакомые тогда в гости прикатили из самой Сибири. Они и рассказали про наши необъятные просторы и грандиозные проекты. Девчонка загорелась! Поеду и всё!

Жили в небольшом поселке Тушама, что находится в 37 километрах от Рудногорска. Сначала Валя устроилась санитаркой в местную больницу, где трудилась два года, а после сокращения стала осваивать профессию штукатура-маляра. Окончила курсы и пришла на работу в СМП-158.

— Потом наш поезд сменил место дислокации, — вспоминает она. — Нас перевели в Ручей. Там познакомилась с мужем, который был кузнецом. Трое детей у нас — две дочери и сын.

В 1980 году СМП-158 перебросили в Кирзавод. Посёлок тогда так и назывался «СМП». Дружно и весело в нём жили строители магистрали. Особенно, когда свой клуб появился. Молодость, романтика, сопричастность к Большому делу – всё это сближало бамовцев, приехавших из разных республик Советского Союза.

Рассказывает, что на работу и с работы ехали с песнями, шутили, смеялись. Как будто не было изнурительного и тяжелого труда. Валентина Ивановна неоднократно занимала призовые места в конкурсах профессионального мастерства.

— Какие объекты строили в Усть-Куте? — интересуюсь я.

— Курорт, хлебозавод, железнодорожную больницу. Да и жилые дома. В командировки отправляли часто.

— Штукатур-маляр — тяжелая профессия для женщины?

— Конечно! Всё время находишься в сырости, поднимаешь тяжести, цемент, раствор. Но тогда всего этого не замечали – молодые были!

Уже после того, как ушла с основной работы на пенсию, продолжала трудиться. И дачей много лет занималась. Сейчас же главное для Валентины Ивановны – её дети и внуки, которые просто обожают свою замечательную маму и бабушку.

— Усть-Кут для меня уже давно стал второй родиной, — говорит Валентина Мищенко, — и уезжать никуда не собираюсь. А БАМ для меня это и есть вся моя жизнь.

Подписывайтесь на наш канал.

Не пропустите новые интересные статьи