Правда ли, что дореволюционная #Москва могла похвастаться лишь несколькими километрами обустроенных набережных? Как выглядела #москва-река там, куда рука строителей не дотянулась? Почему вода там была грязной и опасной? Как в 1930-х московские набережные получили гранитное одеяние? На какие виды они делятся сейчас? И что сулит очередная реконструкция? Об этом и не только расскажу сегодня.
Не Первопрестольная, а грязное село
Красивые гранитные набережные в центре Москвы, которые мы с вами видим сегодня, появились только в 1930-х годах. Раньше с благоустройством берега главной реки города были сложности. #История набережных начинается с брёвен. Именно ими отделывали берег. Материал не самый удачный и долговечный для постоянного контакта с водой.
Поэтому в 1775 году решили обустроить набережные из камня. Предполагалось, что это будет территория вдоль Кремля и Китай-города вплоть до пересечения с Яузой, в районе будущей высотки на Котельнической. Помимо каменной "одёжки" на набережных должны были появиться красивые деревья.
Однако работы шли довольно медленно. В процессе строительства от деревьев отказались. В итоге к началу 20 века вдоль Москвы-реки сделали только 4 километра набережных. Это при том, что длина береговой линии была в 10 раз больше в границах города того времени. Неблагоустроенные территории походили на сельский речной берег, причём не особо чистый и ухоженный.
Сама вода была очень грязной. Некоторые современники вспоминали, что во время купания часто пачкались мазутом или натыкались на мусор и нечистоты. Ведь канализацию тогда сливали именно в Москву-реку. Туда же сбрасывали вредные вещества и городские предприятия. К тому же, неустроенные берега создавали опасность наводнений. Что и случилось летом 1926 года. 1330 человек после затопления остались без жилья.
Гранитная "одёжка"
К 1930-м стало очевидно, что реконструкция набережных необходима. Требовалось это не только потому, что состояние береговой линии было плачевным. Главная водная артерия столицы должна была стать частью грандиозного гидротехнического сооружения #СССР - канала "Москва-Волга". Чтобы произвести обводнение реки (то есть повысить её уровень), требовались в том числе хорошие каменные набережные на всём протяжении.
Работы начали в 1931 году. Сначала отремонтировали берега поблизости от Кремля, потом те, что располагались дальше. Материалом для новых набережных стал гранит, который добывали на месторождениях в Украине и на Урале. Его оттенки были разными: от серого до розоватого и даже красного.
В 1935 году территория вдоль Москвы-реки стала одной из важнейших составляющих нового Генплана города. Согласно документу, предполагалось сделать из набережных широкие магистрали со сквозным движением. В общей сложности должны были отделать 46 километров дороги от Шелепихи до Кожухова. Это не считая того, что уже построили к 1935 году.
Однако пришлось кое-чем пожертвовать в погоне за транспортным удобством. В дореволюционной Москве было очень много спусков к реке. По сути, для всех желающих. В 1930-х основной упор сделали на доступ только для водного транспорта. Поскольку набережные становились шире, то река с многочисленными спусками к ней в центре города сделалась бы уж очень узкой. Её ширина итак была чуть больше 90 метров. Поэтому обустройство пониженных прогулочных уровней вдоль реки не предусмотрели нигде, кроме одного места.
Три типа городских набережных
После реконструкции набережных в 1930-х, они стали делиться на три вида. Первый - общегородские (таких в Москве большинство). Здесь в приоритете была проезжая часть, а застройку производили позже, стараясь соблюдать дистанцию между дорогой и будущими жилыми домами. Например, так устроена Фрунзенская набережная.
Второй тип - парковая #набережная . Здесь не предусматривалась проезжая часть, а основное пространство отдавалось для прогулок горожан. Кроме того, был нижний уровень для доступа к воде. Так, например, обустроена набережная в Парке Горького. И, наконец, третий вариант - портовые. Они требовались для технических нужд. Погулять там обычному человеку нельзя. Так, например устроена набережная в районе Южного речного порта.
Конечно если посмотреть фотографии до реконструкции набережных Москвы-реки и после, становится очевидным, что береговая линия стала выглядеть намного лучше. По моему убеждению, набережные, особенно летом, можно назвать одними из самых красивых улиц Москвы. Кроме того, удалось сделать воду в реке чище. К 1940-м годам даже наладили производство льда. А значит - качество воды тогда стало заметно лучше.
Очередная реконструкция
Несмотря на то, что набережные и так выглядят красиво, городские власти решили, что совершенству предела нет. Несколько лет они разрабатывали новый план реконструкции набережных Москвы-реки. До 2035 года хотят построить 64 километра новых набережных и отремонтировать 73 километра уже существующих.
Главной задачей станет увеличение транспортной пропускной способности, а также озеленение набережных. Всё-таки советские творения хорошо смотрятся только на расстоянии. Гулять по ним не очень комфортно. С одной стороны огромное количество автомобилей, которые часто образуют пробку; с другой - чугунные решётки. Да и сами тротуары для пешеходов узкие.
Также появятся современные общественные пространства для отдыха москвичей: тематические парки, кафе и рестораны, площадки для занятий спортов и др.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!