Начнем с осмысления технических характеристик вашего рабочего проекта и всех предполагаемых вариантов экспортных файлов. То есть, какими бы ни были бы характеристики проекта (а речь идет о частоте дискретизации и разрядности), Вы должны позаботиться о всех тех возможных действиях, которые могут повлиять на качество вашей продукции и результат в целом.
Как правило, заказчики крайне редко проявляют щепетильный интерес именно к техническим аспектам, руководствуясь малым: мне, мол, сдали работу, как звучит песня-мне нравится, у меня в руках файл (чаще всего-MP3, реже-PCM файл), а возможно, что и нарезали компакт-диск, который радостный заказчик увозит со студии в плейере своего автомобиля, и собственно, на этом этапе его интерес к проекту угасает.
И вот тут необходимо взвесить все возможные варианты экспорта, которые, прежде всего, облегчат именно Вам, как режиссеру микса, ваше дальнейшее возможное общение с упомянутым заказчиком в тот момент, когда с его стороны начнут приходить запоздалые просьбы сделать что-то еще с его (теперь-уже ЕГО) миксом, или, как вариант, пересылать в ваш адрес возможные претензии со стороны выпускающих компаний, например, на этапе мастеринга.
Итак, я только что закончил свой микс.
Мой заказчик принял финальную версию песни, и подтвердил мне, что «Все, можно сбрасывать все варианты». Как алгоритм к дальнейшим действиям, я составляю примерный RoadMap:
- ЭКСПОРТ МАСТЕР-МИКСОВ.
- ПРОИЗВОДСТВО И ЭКСПОРТ СТЕМОВ
В этой статье поговорим об экспорте мастер-миксов.
В моей практике бывают случаи, когда заказчик является весьма дотошным, как бы «в теме и в материале». Тогда с ним приходится обговаривать все детали, вплоть до мелких подробностей, что «можно и нужно». Если заказчик образован и компетентен в вопросах звукозаписи, с ним без труда можно обговорить все технические характеристики каждого предполагаемого микса. То есть, составить вполне конкретное техническое задание.
Но бывает и так, что заказчик просто машет рукой, и отписывается: «Сделай как всегда хорошо, как считаешь нужным». На мой вопрос: «А что Вам, собственно, скидывать?», как правило, четкого ответа не поступает. И раз уж мне дают на откуп всю дорожную карту, то я применяю годами выверенную схему экспорта мастер-файлов.
Частота дискретизации
Первым делом, экспортируется мастер-файл полного микса с текущими характеристиками ровно такими, какие имеют место быть в рабочем проекте на этапе последней согласованной версии с заказчиком. Зачастую это устраивающий его и меня пиковый уровень фонограммы (в моем случае, это не более -1dbTP) и с точно таким же значением частоты дискретизации, которая соответствует характеристикам рабочего проекта.
Например, проект был на 88,2 kHz, и тогда для МАСТЕР-микса нет необходимости именно в данный момент осуществлять конвертирование сэмплрейта, поскольку все необходимые действия в этом направлении, возможно, будете делать не Вы, а, к примеру, иной мастеринг-инженер. И потом, опытные звукорежиссеры, и в частности, мастеринг-инженеры предпочитают выполнять этот процесс не «в одном флаконе», а применяя более сложные алгоритмы пересчёта.
Разрядность
А вот с разрядностью сложнее. Допустим, Вы сдавали заказчику на утверждение вариант микса, в котором на мастер-шине был бы активирован Dither (с вариантам понижения разрядности в 16 или в 24 бита), и тогда Вы экспортируете именно такой вариант (или такие, если речь идет от техническом задании, в котором были бы прописаны варианты миксов с разной разрядностью). Но много ли практикующих микс-инженеров задумываются о том, какие изменения, а главное, какое их возможное потенциальное количество будет применено к вашему миксу в дальнейшем? И главное, сколько еще раз по вашему миксу, в котором уже есть шум дитеринга, проедет условная «машина финалайзера» с дополнительным дитерингом на борту?
Но дитеринг-это же все-таки шум, и нет необходимости объяснять, что этот шум уже можно отчетливо услышать после 2-3 проходок, если, однако, Вы не делаете этого специально. Отсюда для меня, к примеру, возникает дополнительное требование, чтобы исключить таковое в будущем: экспортировать МАСТЕР-микс без понижения разрядности и без применения алгоритма дитеринга именно на этом этапе.
Не буду вдаваться в сложную полемику по вопросу «какова реальная разрядность в моем проекте», материалов на эту тему в интернете вполне достаточно (как русских авторов, так и в первоисточниках), просто скажу, что разрядность далека от 24bit, с которыми Вы, к примеру, экспортируете заказчику первый МАСТЕР-микс. Важно другое:
С какой максимальной разрядностью ваш DAW способен экспортировать материал?
На момент написания статьи произведено тестирование нескольких профессиональных DAW актуальных версий 2020 года:
- Avid ProTools 2020.9.1
- Steinberg Cubase 10.5.20
- Apple Logic 10.5.1
- Presonus Studio One 4.6.1
Возможная и максимальная разрядность, с которой можно экспортировать аудио файл, в упомянутых DAW выглядит так:
О чем это говорит?
Во всех тестируемых DAW существует реальная возможность экспортировать ваш материал без понижения разрядности, что создает дополнительные удобства мастеринг-инженеру, который будет работать с вашим миксом в дальнейшем (кстати, это можете быть и Вы сами).
Как видно из опубликованных результатов, наиболее интересные и перспективные возможности на сегодняшний день предлагает Steinberg Cubase. Но и 32bit с плавающей точкой вполне хватило бы для того, чтобы предоставить мастеринг-инженеру всю полноту возможных действий (и да не услышите Вы такое слово, как «транкейт» в переписке с ним).
Исходя из этого, я, как звукорежиссер микса, ВСЕГДА экспортирую ДВА варианта своего мастер-микса: один с дитерингом в 24bit, и другой БЕЗ дитеринга в 32bit floating point. Если вашему тандему с артистом повезет, и ваш микс попадет в руки опытного мастеринг-инженера, то, разумеется, он предпочтет работать с вариантом именно в 32bit fp (ИМХО).
В статье моего коллеги Сергея Проскурякова уже упоминалось о том, с какими пиковыми уровнями рекомендуется экспортировать материал, в том числе, и с прицелом на мастеринг в будущем. Повторяться не буду, просто отмечу здесь, что обычно, помимо вариативности с разрядностью, я экспортирую еще и несколько МАСТЕР-миксов с различными пиковыми уровнями: как правило, один — как есть, в том виде, как вы его утвердили с заказчиком. И другой — с практически выключенной мастер-шиной, с существенно заниженными значениями уровня.
Хотя, справедливости ради, приходится все равно оставлять лимитер на мастер-шине, страхуя свой экспортный файл от возможных нежелательных выбросов уровня. Для этого берется исходное положение лимитера (reset default), и не «накручивая» ничего, просто выполняется ограничение в -0,1db. Практика показывает, что при неработающих приборах на мастер-шине редко когда уровень способен достичь даже такого ограничения, но тем не менее, подобное действие необходимо выполнить.
В следующей статье рассмотрим, как правильно подписывать файлы таким образом, чтобы потом можно было легко получить внятную информацию о конкретном файле и о его корректных технических параметрах.
Автор: Светослав Куликов — звукорежиссер, преподаватель, национальный эксперт компетенции «Звукорежиссура» Союза Ворлдскиллз Россия.