Легендарный американский режиссер Оливер Стоун принадлежит к числу тех немногих авторов, в чьих фильмах, как игровых, так и документальных, часто звучит политическое высказывание. Свои главные фильмы он снял о войне во Вьетнаме, о которой знал не понаслышке, так как сам принимал в ней участие. За две картины, посвященные тем событиям, Стоун получил по “Оскару”. Но темой его рефлексии был не только Вьетнам. В 1986 году он снимает фильм “Сальвадор”, в котором без прикрас показывает террор и политические репрессии, происходившие в центральноамериканской стране при поддержке президента США Роберта Рейгана.
В начале 1980-х годов власть в Сальвадоре захватила военная хунта, развернувшая масштабную кампанию по уничтожению в стране любого инакомыслия. Здесь действовали так называемые “эскадроны смерти”, у которых на поток были поставлены похищения и убийства людей. Оливер Стоун выбирает идеально подходящего для этой истории главного героя. Все события он показывает глазами американского фоторепортера, приезжающего в Сальвадор с единственной целью - заработать на этих событиях денег, побольше и побыстрее.
В основу фильма легла история, рассказанная реальным фотокорреспондентом Ричардом Бойлом, который работал во Вьетнаме и Камбодже и написал книгу, в том числе о своей работе в Сальвадоре. В этой связи вызывает улыбку эпиграф к фильму, где говорится, что он основан на реальных событиях, но все персонажи вымышлены. Роль Бойла исполнил Джеймс Вудс, который к этому моменту снялся в фильме “Однажды в Америке”. У Стоуна Вудс играет персонажа, переживающего свой собственный кризис: алкоголизм, потерю работы, уход жены. С таким набором жизненных обстоятельств он отправляется в Сальвадор. Там попадает в пучину гражданской войны и оказывается способным проявить не только свой репортерский талант, но и лучшие человеческие качества. Образ циничного журналиста меняется у нас на глазах - Джеймсу Вудсу превосходно удается показать трансформацию своего героя.
Фильм Оливера Стоуна длится два часа. Все это время зрителю не дают расслабиться. Это энергичное и очень реалистичное кино. Собственно, снималась картина по горячим следам, спустя всего несколько лет после описываемых событий. Наибольшее впечатление производят сцены внезапных и немотивированных убийств, когда погибают люди, посмевшие высказать другую точку зрения, или вовсе виноватые только в том, что оказались не в то время не в том месте.
Оливер Стоун в деталях показывает, как в Сальвадоре режим военной хунты вел целенаправленную политику уничтожения “нежелательных элементов”. В их число попадали коммунисты, христианские демократы, профсоюзные деятели, католические священники. Один из запоминающихся эпизодов картины - выступление в церкви архиепископа Оскара Ромеро. Он обращается к армии и национальной гвардии с призывом остановить репрессии и кровопролитие. И через пять минут погибает от выстрела в упор.
Для Стоуна важно показать не только непомерную жестокость местного режима, но и роль, которую играло в этих событиях высшее руководство США. Он подчеркивает, что похищения и убийства людей в Сальвадоре в начале 1980-х происходили с санкции американских властей. Фамилия Рейгана звучит в фильме несколько раз, а однажды он даже появляется с соответствующей речью в кадрах хроники.
Самое страшное в снятом почти 35 лет назад фильме - это его актуальность. Оказывается, методы, применявшиеся в Латинской Америке во второй половине XX века, живы до сих пор. С единственной поправкой. В наши времена в авторитарных странах уничтожение людей с оппозиционными взглядами еще не поставлено на поток. Неугодных сажают, похищают, пытают, травят и лишь иногда убивают.
ГАЛЕРКА
Александр Шершуков:
Оливера Стоуна нужно смотреть всегда. О чем или ком бы он ни снимал. Потому что его фильм - всегда бескомпромиссное авторское высказывание, из которого зритель может сам сделать свои выводы. “Сальвадор” был полезен для меня в части понимания, в каких условиях идет общественная борьба и отстаивание своего мнения в Латинской Америке.
Когда мы читаем об убитых профсоюзных активистах в этих странах, можно легко наложить матрицу, представленную Стоуном в “Сальвадоре”, на их ситуацию. Понятно, с поправками на отсутствие вооруженного конфликта. С поправками на то, что сейчас уже “немодно” называть своих политических противников левыми или “марксистами” перед тем, как их расстрелять. То есть Рейгана и Тэтчер уже нет. “Ведьма сдохла”, как пели в Англии многие в день ее смерти. Но их принципы остались. “Сальвадор” - отражение результатов этих принципов на экране. Символично, что девушку главного героя депортируют из страны уже после, казалось бы, прохождения всех препон. Это к вопросу о другом “герое нашего времени” - Дональде Трампе и о его борьбе с мигрантами… Ничего нового.
АФИША
“Сальвадор”
Художественный фильм 1986 года режиссера Оливера Стоуна о реальных событиях в Сальвадоре. Страна на пороге гражданской войны. Бесчинствующие “эскадроны смерти”, убийство священника, выступающего за мир, партизаны и ультраправые, смерть невинных - все это попадает в объектив американского фотографа.
Действующие лица и исполнители:
Ричард Бойл - Джеймс Вудс;
доктор Рок - Джеймс Белуши;
посол Томас Келли - Майкл Мерфи;
Джон Кэсседи - Джон Сэвидж;
Мария - Эльпидия Каррильо.
Награды:1986 - награды общества кинокритиков города Канзас (США) в категориях “Лучший фильм” и “Лучший режиссер”; 1986 - награда “Великий Реми” Международного кинофестиваля в Хьюстоне (США) за лучший художественный фильм; 1987 - награда “Независимый дух” некоммерческой организации “Независимое кино” (Film Independent) за лучшую мужскую роль; номинирован на награду в категориях “Лучший полнометражный фильм”, “Лучший режиссер”, “Лучшая киносъемка”, “Лучший сценарий”, “Лучшая женская роль”; 1987 - номинация на премию “Оскар” Американской академии киноискусств в категориях “Лучший актер первого плана”, “Лучший сценарий, написанный специально для киносъемок”. 1987 - номинация на премию Национального общества кинокритиков США в категории “Лучший режиссер”; 1987 - номинация на премию Гильдии сценаристов США в категории “Лучший сценарий, написанный специально для киносъемок”.
Материал опубликован в "Солидарности" № 34, 2020
Не забывайте подписываться на наш канал!
Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org