Найти в Дзене

Гиг-экономика… Что это?

Гиг-экономика очень актуальна в наше время. Гиг-экономика – понятие, которое появилось относительно недавно, но уже привлекает внимание работодателей и исследователей мировых бизнес-школ. Суть явления – в кардинальном изменении рынка труда, его переход от наличия рабочих мест с постоянной занятостью у одного работодателя к временным проектам от разных компаний у одного независимого
Оглавление

Гиг-экономика очень актуальна в наше время. Гиг-экономика – понятие, которое появилось относительно недавно, но уже привлекает внимание работодателей и исследователей мировых бизнес-школ. Суть явления – в кардинальном изменении рынка труда, его переход от наличия рабочих мест с постоянной занятостью у одного работодателя к временным проектам от разных компаний у одного независимого работника.

Гигэкономика — термин, описывающий модель трудоустройства, при которой бизнес нанимает сотрудников не на стандартные фултайм должности, а на временные позиции. Хотя изначально это понятие придумали, чтобы описывать новую систему сотрудничества с программистами, аналитиками и другими работниками умственного труда.

Основные компоненты гиг-экономики:

  • Независимые работники, которые получают оплату за выполненные задания или проекты. В этом и есть их главное отличие от работников, которые получают сдельную или почасовую заработную плату.
  • Потребители, которым нужна определенная услуга, например, поездка до пункта назначения, доставка товара или написание статьи на сайт.
  • Компании, которые напрямую связывают работника с потребителем, включая технологические платформы на основе приложений.

По прогнозам Financial Time к 2050 году 83% работников будут задействованы в новых формах занятости: фрилансе, проектной и удалённой работе. Это значит, компаниям нужно уже сейчас пробовать и внедрять новые форматы сотрудничества с востребованными специалистами.

Преимущества:

  • Gig economy отлично подходит для креативных людей. Сейчас на фрилансе работает множество копирайтеров, графических дизайнеров, веб-дизайнеров, SMM-специалистов и т.д.
  • Постоянное повышение уровня своих навыков. Рынок труда никого не ждет, поэтому рабочая сила становится все более продвинутой и образованной с каждым днем. Нужно постоянно учиться и идти в ногу с тенденциями отрасли, чтобы сохранить конкурентное преимущество.
  • Экономические выгоды для бизнеса. Краткосрочные отношения между компаниями и работниками являются особенностью gig economy. Когда человек выполняет определенные задания или проект удаленно, это сокращает затраты компании.
  • Увеличение занятости населения. Гиг-экономика создала новые рабочие места и тем самым уменьшила показатели безработицы. Согласно отчету McKinsey, в США и странах ЕС более 160 млн людей работает на фрилансе. Цифровые платформы, такие как Uber, Airbnb, Upwork и Etsy, играют важную роль в создании крупных рынков и создании рабочих мест.

Во многих странах гигономика не признается со стороны правительства. Тем не менее, экономика подработок развивается и влияет на отношение людей к работе.