Первенец любимого сына султана был гораздо способнее, чем отец, сменить Сулеймана. Мустафа за долгое время так и не решился на шаг в сторону престола. Но вот его шехзаде ждать не стал бы.
Сыновья династии были важны на продолжения власти Османов в империи, но также и конкурировали с каждым последующим кандидатом. Рождение наследников тут же сменялось попытками их нейтрализовать, этот процесс был автоматическим.
Первые дети шехзаде
Поэтому Хюррем-султан прежде всего хотела отправить в санджак наследника одного из своих шехзаде. Там они получали возможность продолжить род сыновьями - большой поддержкой отцов.
Однако Мустафа был старшим и такой шасн получил первым, чем и воспользовался. Первая его невеста прибыла в Манису вслед за ним. Ее нашли среди родственников Махидевран-султан. Черкесская жена вышла замуж за наследника трона в том же году, в котором Хюррем устроила свой брак с Сулейманом.
Все ожидали сына от Мустафы, это многое решало. Однако родилась султанша. Сыновья Хюррем выигрывали еще какое-то время, но ни один из них еще даже не выехал в провинцию, а Мустафе уже искали подходящую княжну для рождения наследника.
Это вышло не сразу. Только через несколько лет она отыскалась в Крыму. У невесты были благородные корни, хотя она и не была из Гиреев. Впрочем, важно было только то, кто у нее родится. Эта невеста не подкачала. В 1538 году наконец появился шехзаде Ахмед.
Только через три года Хюррем удастся благословить Баязида на управление в провинции, но ведь необходимо было время, что и у него родился сын. Природу не заставишь действовать по своей указке.
Внук падишаха
Ахмед тем временем уже считался следующим в очереди на трон. К тринадцати годам он был уже готовым претендентом на престол Османов. И это было гораздо важнее, чем даже авторитет Мустафы и его официальный статус старшего кандидата.
Характер сына Сулеймана был слишком мягким, чтобы позволить себе даже думать о престоле. Его влияние держалось за счет заслуг в управлении, тем не менее все понимали, насколько он зависит от авторитета султана.
А вот его старший шехзаде вовсе не был таким.
Глядя на судьбу отца, Ахмед мог предвидеть события, и понимал, что случись что, он будет первым, кто способен стать османским падишахом. Любовь народа к его отцу сыграла бы роль, а намерения Ахмеда были очевидны.
Именно поэтому лагерь противников Мустафы первым делом позаботился о том, чтобы шехзаде остался без поддержки сына. Как ни странно со стороны, но сначала нужно было устранить шехзаде, который пока находился за спиной у отца.
Но политика такова, что выигрывает тот, кто мыслит наперед. В 1551 году в Конье произошли события, в результате которых у Мустафы остались только трое детей из четверых.
Двое из них были султанши, не представлявшие для трона интереса. Младшему Мехмеду было всего пять лет, его личность пока не имела никакого значения в играх престола. Не исключено, что о судьбе Ахмеда позаботилась Хюррем-султан.
Она целенаправленно работала на то, чтобы Мустафа не имел никаких шансов. А одним из них был его первенец - большой конкурент не только ее сыновей, но даже и собственного отца, которому не хватало решимости.
Хюррем-султан ее хватило.