Пожалуй, трудно найти такого туриста, который ни разу не привозил бы из путешествия сувениры? А у тех, чей счет поездок перевалил за несколько десятков, холодильники, как новогодние елки все в магнитиках, стены в тарелочках, а полочки заставлены всякой всячиной.
Сувениры порой дают начало коллекциям. Я из тех, кто питает слабость к куклам в национальных одеждах. На протяжении всего времени путешествия, я порывалась купить пару представителей кукольной национальности. Но гид уговаривал не задерживаться на сувенирных кукольных развалинах, а немного подождать. И, наконец, на второй день пребывания в Бухаре, он и познакомил меня с уникальным музеем-мастерской Buhara puppets. В 1995 году Искандар Хакимов создал первый частный кукольный театр студию Хумо в Узбекистане. Театр студия занималась сбором, изучением и использованием этнографических материалов в постановке спектаклей, театрализованных представлений, народных праздников. Основной целью частного театра было возрождение и развитие ремесла кукольников, народных обрядов и традиций.
В музее-мастерской, который расположен в комплексе Ляби Хауз, направление к Синагоге на улице Ценральная 2,
можно не только познакомиться с древним искусством, но и купить на память сувенирную куклу.
Многие туристы, купив такой сувенир, присылают позже в мастерскую фотографии, на которых изображены реальные люди, очень похожие на кукольные персонажи. А некоторые находят в музее своего двойника
Вся жизнь игра, а люди в ней актеры.
Недаром говорил Шекспир!
У каждого есть маска наготове.
Которую достать, готовы в миг.
Пытаясь спрятать все проблемы.
Меняя маски каждый миг.
Мы путаемся к сожалению,
Какой нас путь сейчас постиг.
Путь одиночества нам близок и понятен.
И вроде окружают все тебя!
И создается красок впечатления.
Но это лишь иллюзия твоя.
В реальности вокруг один театр.
Живя играть, меняя маски.
Меняя маски чтоб играть.
<em>(Алексей Жарков)</em>
<em>На территории древнего и средневекового Узбекистана были широко распространены танцы в зооморфных масках и другие увеселения, а затем эти виды представления перешли и в репертуар традиционного узбекского театра.</em>
<em>Начиная с IV в. до н. э., в Средней Азии возник театр, который получил прочное название масхара. Театр масхара ряд веков (с I до нашей эры по VII век нашей эры) был театром масок, а человек надевший маску, становится потенциальным кукольником. В V веке из театра масхара выделяется театр кукол. В основу театра кукол легли те представления театра масхара, когда актеры выступали с куклой.</em>
<em>Слово уйин (игра) зрелище, исполнительное искусство народных талантов. Оно объединяет все народно-зрелищные искусства, в основу которых положены площадность, виртуозное мастерство, зрелищность. Узбекский народный театр кукол назывался кугирчок уйин (игра кукол), кукловод кугирчокчи (кукольник).</em>
<em>Чодир жамол театр, в котором представления, подчеркнутые из повседневной реальной жизни показывают днем, с помощью кукол, надеваемые на пальцы рук. Чодир (ширма, шатер) это сцена и театр. А жамол красота, прелесть. В переносном смысле: яркий, светлый, дневной. Слово жамол определенно указывало, что представления шли днем, при естественном свете.</em>
<em>В Бухаре артисты, музыканты занимали целый квартал под названием Дарвозаи Углон (ворота Углон), где в первой половине XIX века жило 40 семей представителей искусства. В данном квартале жили не только музыканты, но и кукольники.</em>
<em>Труд профессионального танцора, музыканта приравнивался к труду ремесленников. Профессиональные исполнители, подобно ремесленникам объединялись в особые цеха. Мастер кукольник стремился к тому, чтобы его искусство унаследовал собственный сын, или племянник. Примерно в IX веке кукольники Средней Азии узаконили свое искусство и свои общественные функции в самостоятельном Уставе рисоля</em>
Бухарские сувенирные куклы
<iframe src="https://www.youtube.com/embed/xjFbLLRaoiw" width="100%" height="500" frameborder="0" allowfullscreen="allowfullscreen" data-mce-fragment="1"></iframe>
Кукольный театр профессиональное искусство, основывающееся на устном творчестве и импровизации. Им могли заниматься только те, кто десятки лет обучался у ведущих мастеров, проходил специальную школу, и только тогда мог быть удостоен звания кугирчокбоз кукольник.