Найти тему
Народ Востока

Государство Израиль сефардское или ашкеназское?

Израиль был основан в аккурат после Второй мировой войны, когда германские нацисты постарались избавиться от всех детей Сиона, до которых смогли дотянуться, а потому он изначально задумывался, как государство для всех евреев без различия места их происхождения.

В новую страну пускали даже тех, кто имел лишь дальние еврейские корни и согласно религиозному закону, представителем этого народа не считался – в память о том, что немцы занимались даже теми людьми, у которых ходили не в кирху, а в синагогу только дедушка или бабушка.

Тем не менее, культурные особенности отдельных общин никуда не делись, а каждый репатриант нёс с собой менталитет и обычаи той страны, из которой он прибыл, а их было много. Поэтому есть евреи-ашкеназы, евреи-сефарды, индийские евреи, йеменские евреи, эфиопские евреи, есть куча новообращенных из всех уголков мира, есть Бней-Менаше, которые в начале 20-о века стали считать себя потомками десяти потерянных израильских колен, приняли иудаизм и уехали из Индии в Эрец-Исраэль.

Но дело вот в чем. Кучка репатриантов их разных стран, объявившая о возрождении древнего Израиля в 1948-м году, прошла несколько арабских войн, успешно создала развитую экономику и общество западного типа, в котором, кстати, не евреи и не иудеи считаются и являются такими же гражданами, как и все прочие.

-2

Сейчас в Израиле насчитывается около трех миллионов ашкеназов и в два раза меньше сефардов, хотя вместе с восточными евреями мизрахами две группы примерно равны по численности. Конкретные цифры могут отличаться в зависимости от методов исследования, поскольку израильское правительство иногда считает своих граждан иначе, чем они сами себя идентифицируют. Никто из них не доминирует политически и культурно, хотя израильтяне говорят на иврите с сефардским акцентом.

Конечно, возрожденная страна стала плавильным котлом для евреев всего мира, которые возвратились на историческую родину после тысячелетних скитаний. То, что при этом каждый из них привносил свой особый привкус в иудаизм и культуру, считалось нормальным и воспринималось очень спокойно. Во многом прежнее деление ушло в прошлое, потому что появился такой народ, как израильтяне.

-3

Это дало свои плоды через несколько десятилетий после объявления независимости, и большинство детей, рожденных в Израиле сегодня, не считают себя сефардами, ашкеназами или мизрахами или считают себя и тем, и другим вместе. Многие даже не знают, что означают эти слова, и узнают их смысл только на уроке истории или обществознания. Такие термины становятся все более устаревшими, поскольку израильтяне давно уже женятся и заводят детей независимо от того, откуда прибыли их родители.

Но и прежнее деление еврейского народа еще вполне сохранилось (хотя и немного ушло в историческую плоскость), поскольку его существование поддерживают религиозные и политические структуры. К примеру, большинство верующих жителей страны ходят молиться в ашкеназские или сефардские синагоги (но есть и другие), у которых несколько отличается обрядовая сторона и есть собственные юридические постановления раввинов.

-4

Помимо этого, у каждой из этих групп есть свои политические партии, которые состоят из высокорелигиозных участников, причем, они имеют долгую историю взаимодействия, порой очень бурную. Вот эти ребята как раз часто стараются, чтобы между их общинами сохранялись прежние отличия, поскольку им важно заполучить свой электорат, а сделать это без провокаций не всегда возможно.