Это первая часть истории, как были найдены одни из самых выдающихся памятников древнерусской иконописи - "Звенигородский чин" кисти Андрея Рублева.
В 1918 году вместе с проведением реставрации настенной живописи собора здесь были найдены три иконы, входившие некогда в состав поясного деисусного чина: Спас Вседержитель, Архангел Михаил, Апостол Павел. В настоящее время они хранятся в собрании Третьяковской галереи.
Первоначально деисусный чин должен был состоять из семи или даже девяти икон. Существуют серьёзные сомнения в том, что первоначально иконы были созданы именно для этого храма, при котором были найдены. В настоящее время в соборе хранится ещё одна икона с поздним изображением Иоанна Предтечи, когда-то также относившаяся к Звенигородскому чину.
Спас Вседержи́тель или Пантокра́тор (от греч. παντοκράτωρ —всевластный, всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Эпитет выражает, помимо прочего, догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится в полной мере и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя. Понимается под смыслом всемогущества, то есть, возможности сотворить абсолютно всё, что является одной из прерогатив Бога. Иными словами, менее литературным переводом слова παντοκρατωρ будет словосочетание «Властитель всего», «Правитель мира».
Исследователь творчества Андрея Рублева — В. А. Плугин — уже давно попытался реконструировать текст, который мог бы быть на изображении Звенигородского «Спаса» (обычно на таких иконах Спаситель держал раскрытое Писание с текстом). Вот он:
«Не на лица судите, сынове человечестии, но праведный суд судите. Им же судом судите, осудится вам, в ню же меру мерите, отмерится вам».
Комиссия по сохранению и раскрытию древнерусской живописи была образована при Коллегии Наркомпроса по делам музеев и охране памятников искусства и старины 10 июня 1918 г. С одной стороны, в нее вошли искусствоведы Илья Грабарь и Николай Протасов, а с другой – иконописцы, в том числе Григорий Чириков. На пару минут запомните эти имена, чтобы разобраться в хитросплетениях истории.
И те, и другие зарекомендовали себя каждый в своей области еще до революции, но только после установления советской власти эти люди смогли объединить свои знания и навыки с целью поиска и расчистки памятников древнерусской живописи на государственном уровне. С необычайным восторгом и азартом они взялись за дело, в короткий и благоприятный для работы Комиссии период военного коммунизма нашли и раскрыли от поздних записей немалое число шедевров древней иконописи, большинство из которых составляют ныне гордость коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Одно из направлений деятельности комиссии было связано с изучением работ Феофана Грека и Андрея Рублева, поэтому летом 1918 года были организованы одновременно три направления работ: в Москве, Ферапонтовом монастыре (Вологда) и в Звенигороде.
В результате обследования 14-15 октября 1918 г. было выявлено угрожающее состояние фресковой живописи. Для облегчения доступа к было принято решение разобрать и подвинуть к другим стенам иконостас, а его левое крыло сделать подвижным на петлях, чтобы в любой момент можно было открыть северную стену и наблюдать за фреской.
В октябре неожиданно вспыхивает скандал: приезжает еще один член Музейной коллегии, и обвиняет руководителя работ Илью Грабаря в «систематическом и страшном уничтожении фресок», используя для убедительности этих слов два найденных осколка фресок. Пришлось экстренно собирать заседание Музейной коллегии совместно с Комиссией по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, на которое вызывать всех участников экспедиции. В заключение заседания была оглашена неопределенная позиция Президиума: деятельность Комиссии в Звенигороде не имела никаких нарушений за исключением того факта, что о производящихся работах не были проинформированы местные власти.
Работы в Звенигороде были продолжены и завершены 10 декабря.
Самое интересное расскажу во второй части)
Предыдущие статьи по теме: "Умное делание как основа государственной идеологии", "Небесный Звенигород", "Зачем маленькому городу два собора", "Собор, который сразу строили для росписи фресками", "Какая концепция заложена в росписи Рождественского собора?"
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, а здесь - о Переславле-Залесском