Найти тему
Справочник кинопижона

Одноразовые шедевры

Оглавление

Если Голливуд 70-х, 80-х и 90-х породил немало жанровых фильмов, которые считаются классикой сегодня и которые обросли изрядной фан-базой, то в последние 15-20 лет ситуация изменилась кардинальным образом. Никто в кинобизнесе не пытается снять кино на века, работая "в короткую". Новый голливудский блокбастер должен отработать вложения и принести прибыль в течение полутора-двух месяцев, после чего о нем должны благополучно забыть, а его место должен занять новый корпоративный блокбастер.

Такой подход характер не только для кино, но здесь в основном о кино.

Это именно метод кинопроизводства, а не сбой в системе. Поэтому сценарии должны быть максимально просты, персонажи не должны вызывать сильных эмоций, а визуальная часть не должна поражать. Исключения бывают, но они скорее доставляют главам студий головную боль, так как ломают общий план развития.

С другой стороны, даже на этом фоне появляются фильмы, которые можно назвать шедеврами, но с приставкой "одноразовый". Они не претендуют на статус современной классики, однако вносят заряд бодрости в мутное болотце современного Голливуда.

4 фильма, от которых не оторваться при первом просмотре, но на втором начинаешь скучать

Черный ястреб (Black Hawk Down), 2001, режиссер - Ридли Скотт

На рубеже веков Ридли Скотт еще не погряз в самокопировании, из раза в раз переснимая "Чужого", а был компетентным экшн-режиссером "большого" стиля. Менее чем за 2 года (в 2000-2001) он снял "Гладиатора", "Ганнибала" и "Черного ястреба". Наиболее интересен последний из этих фильмов, представляющий собой эталонный фильм-битву. Взяв за основу реальную военную операцию в Сомали и ограничившись непродолжительным прологом, где скороговоркой объясняется, что именно происходит, Скотт отдал большую часть экранного времени боевым действиям. В отличие от вышедшего в том же году гламурного "Перл-Харбора" у Скотта получилось соблюсти баланс между натурализмом "Спасти рядового Райана" и актуальными тенденциями экш-кино. Итог? Чертовски впечатляющий при первом просмотре фильм, который крайне трудно смотреть второй раз.

300 спартанцев (300), 2007, режиссер - Зак Снайдер

-2

На первый взгляд, между "Черным ястребом" и застилизованным кинокомиксом Зака Снайдера общего мало. Там где Скотт пытается выдать натурализм в рамках голливудских правил, Снайдер делает прямо противоположное. Но структура сценария у обоих фильмов практически идентична. Краткий пролог, где объясняется, что будет происходить на экране, после чего следует креативное побоище, ради которого все и затевалось. Увы, кроме отличного киноаттракциона такой подход ничего не приносит. Да, фильм разошелся на мемы и породил почти гениальный в своей незамутненной эксплуатационности сериал "Спартак", но классикой не стал. Ну и песня в тему:

Адреналин: Высокое напряжение (Crank: High Voltage), 2009, режиссеры - Невелдайн/Тейлор

-3

Если первый "Адреналин" был отличным жанровым фильмом, который пробовал на прочность, но не переходил границы разумного, то второй - совсем другая история. Невелдайн и Тейлор взяли традиционную голливудскую форму при создании продолжений: "То же самое, но в 2 раза больше", - и довели её до полного абсурда. "Высокое напряжение" - идеальный одноразовый фильм, буквально каждая сцена которого рвет шаблоны ожиданий, не давая задуматься о происходящем. Обратная сторона данного подхода? Фильм постоянно нарушает собственные правила игры.

Безумный Макс: Дорога ярости (Mad Max: Fury Road), 2015, режиссер - Джордж Миллер

-4

В момент выхода безгибсоновский "Безумный Макс" вызвал эффект разоравшейся бомбы. В середине 2010-х Голливуд перестал удивлять: дни, когда "Матрица" или "Терминатор 2" раздвигали границы возможного, остались далеко в прошлом. На этом фоне фильм Миллера выглядел настоящим олдскульным ретро - динамичным, зрелищным и драйвовым, не пренебрегающим законами физики как многочисленные "Форсажи". Сюжет фильма однако прост как три копейки и какими-то нюансами или интересными персонажами порадовать не может, кроме, пожалуй, главного антагониста.