Гатчина самый крупный населённый пункт, центр научной и культурной жизни Ленинградской области. Предшественником города Гатчины считается село Хотчино, впервые упомянутое в XV вв. Примерно в середине XVII века Х заменяется Г, и село Хотчино превращаются в деревню Готчино. И к концу XVII века наносится на карты как Гатчино. В 1923 году город был переименован в Троцк в честь Л. Д. Троцкого, позднее стал называться Красногвардейск. И только в 1944 городу было возвращено историческое название Гатчина.
Немного истории города.
Долгое время ижорские земли были предметом территориального спора между Швецией и Россией. Во время Северной войны в 1702 г. земли отошли во владение России. В 1765 году Екатерина II подарила Гатчинское имение своему фавориту графу Григорию Орлову. Летом 1766 года в имении началось строительство Большого Гатчинского дворца по проекту архитектора Антонио Ринальди и создание пейзажного парка. После смерти графа Гатчина переходит во владение Павла I, который в 1796 году присваивает Гатчине статус города. После убийства Павла I в. 1801 году Гатчина отошла его вдове императрице Марии Фёдоровны, затем Николаю I, Александру II, Александру III.
В 1853 году в Гатчину была проведена железная дорога.
Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован немецкими войсками и претерпел значительные разрушения, к счастью, в настоящее время практически восстановлен.
Вернемся в наше время.
Давно увидела в путеводителе фотографию Большого Гатчинского дворца и дала себе слово увидеть его вживую, и вот его черед пришел. Приехала я в Питер в середине июля 2013 года очень рано, добралась до своей гостиницы, которая располагалась рядом с Балтийским вокзалом, оставила вещи и двинулась в путь. Электрички ходят достаточно часто почти каждый час. Ехать до Гатчины примерно минут 40 50. Около 9 утра я оказалась перед входом в парк. Дворец начинает работать с 10, но на территорию парка запускают раньше, так что я пошла обследовать окрестности.
Перед южным входом на огромном плацу важно стоит памятник императору Павлу I творения русского скульптора И. П. Витали.
Отсюда дворец особенно внушительно и величественно смотрится.
Гатчинский дворец расположен на холме над Серебряным озером, окружен дворцовым парком, по центру которого располагается большое Белое озеро. Создается впечатление средневекового замка.
Обогнув дворец с правой стороны, попадаем в огромный парк.
Карпин мост расположен между Карпиным прудом и Белым озером. Мост был разрушен в годы войны, сейчас полностью восстановлен. Название моста происходит от искусственного пруда, в котором разводили серебристых карпов для царского стола. Под мостом устроена небольшая плотина, которая регулирует уровень воды в пруду.
Рядом с прудом расположен восьмигранный колодец, увидеть его не удалось, так как он был огорожен.
Зато на берегу Белого озера находится второй Иорданский колодец с чистой родниковой водой. Этот вечно незамерзающий источник использовался во время крещенских купаний царской семьей. Отсюда открывается великолепный вид на Белое озеро.
В это время в парке тихо и достаточно безлюдно, можно встретить и покормить белочек.
Огромное количество чаек кружат над головой и чувствуют себя хозяевами парка.
Немного прогулявшись по парку, попадаем в водные лабиринты очень модная затея той эпохи. При Павле I были искусственно созданы островки и вырыты каналы, соединенные многочисленными мостиками. Плавая по водному лабиринту, было не так легко попасть на Белое озеро.
<p style="text-align: justify;">Следующим пунктом моего маршрута стал остров любви и павильон Венеры, спроектированный Винченцо Бренной. Павильон стал излюбленным местом для отдыха, сюда приплывали на лодках и заходили через окна в большой зал, украшенный фонтанами, росписью в технике гризайль и громадным живописным плафоном Триумф Венеры работы И. Я. Меттенляйтера (1797 г.).<p style="text-align: justify;">Билет на вход можно приобрести рядом. Так как я была одна, то для меня провели индивидуальную экскурсию, точнее включили магнитофон:-) с записью об истории создания павильона Венеры.<p style="text-align: justify;">
<p style="text-align: justify;">Из окон открывается отличный вид на Белое озеро, Горбатый мост и павильон Орла.<p style="text-align: justify;">
<p style="text-align: justify;">Горбатый мост перекинут через протоку Длинного острова и соединяет Серебряное и Белое озера. Автором моста является архитектор А. Д. Захаров.<p style="text-align: justify;">
<p style="text-align: justify;">Одно из старейших парковых сооружений павильон Орла или Тампль (в переводе с французского храм), автором которого предположительно считается В. Бренна. Впервые упоминание о павильоне датируется 1792 годом. По приданию именно отсюда Павел I стрелял в летевшего над парком орла. Павильон представляет собой круглый храм-ротонду высотой 9,5 м. Во время войны он пострадал в результате прямого попадания артиллерийского снаряда, сейчас его немного восстановили.<p style="text-align: justify;">
<p style="text-align: justify;">На выходе я встретила белочку до чего же она хороша. Совсем не боялась меня, а напротив позировала.<p style="text-align: justify;">
<p style="text-align: justify;">Еду у белочек подворовывают голуби, работают в банде: один на стреме, второй тырит:-)<p style="text-align: justify;">
Немного в стороне стоит Березовый домик, возведенный в середине 1780х г. по проекту швейцарского архитектора Франсуа Виоллье. Дом снаружи облицован березовым срубом, а внутри отделан со вкусом и роскошью. По задумке автора, гости, прогуливаясь по парку, не придавали особого значения постройке, а попадая внутрь, сильно удивлялись богатым убранством.
В конце XVIII в. перед Березовым домиком по проекту Винченцо Бренны выросли ворота каменный портал Маска, которые по задумке должны были замаскировать скромный домик.
Дабы потянуть время, я решила обойти озеро. Порой становилось не по себе, так как вокруг ни души. Белое озеро огромно, у меня ушло наверно около часа на его обход. Особо смотреть там нечего, но обратного пути уже не было.
Зато обогатила легкие кислородом, и по пути запечатлила еще одного обитателя парка.
И вот последний объект на карте, который входил в мои планы осмотра, найден.
Чесменский обелиск один из самых ранних объектов. Обелиск является памятником роду Орловых, установлен в честь победы над турецким флотом во время битвы при Чесме в 1770.
Наконец-то, я вернулась в целости и сохранности к дворцу, к его северному фасаду. Его центральный корпус замкнут между Часовой и Сигнальной башнями.
Поспешим внутрь дворца. Стоимость входного билета в 2013 году составляла порядка 300 350 руб + при желании можно подняться на Сигнальную башню (около 100 руб).
На первом этаже нас познакомили с историей возникновения сада и дворца, жизнью их владельцев. На макетах дворца экскурсовод наглядно показала все изменения и перепланировки при сменах хозяев. Далее по парадной лестнице поднялись на второй этаж.
Аванзал передняя, приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода. Здесь происходил развод военного караула. Офицеры выстраивались в две шеренги, и под звуки флейты и барабана происходила смена дежурных для охраны Гатчинского дворца.
Переходим в Мраморную столовую, созданную архитектором Бренной в стиле классицизма. Зал зрительно делится на две части: большую, где устанавливались столы для парадных обедов, и буфетную, отделенную от основного объема балюстрадой, которая не только функционально организует пространство, но и служит постаментом для декоративных мраморных ваз. В центре находится статуя Эрота, натягивающего тетиву.
В Гатчинском дворце в царствование Павла I существовало четыре тронных комнаты. Наиболее пышной и торжественной по своему убранству являлась Верхняя Тронная. Здесь император устраивал аудиенции, принимал иностранных послов и важных гостей.
Малиновый парадный зал императрицы Марии Федоровны получил свое название благодаря использованию в интерьере архитектором Бренной трех малиновых гобеленов из серии История Дон Кихота. В настоящее время представлен только один гобелен Въезд Санчо Панса на остров Баратарио.
Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны творение рук В. Бренны. Интересен тот факт, что личные апартаменты располагаются на пути следования гостей, как бы приоткрывая обыденную жизнь, но при этом подчеркивая роскошь и величие.
Башенный кабинет императрицы Марии Федоровны личный кабинет императрицы. Из него открывается прекрасный вид на парк. Стены обшиты зеленым шелком, по середине висит тканый портрет Павла I.
Белый зал самый большой парадный зал дворца, место проведения пышных торжеств, праздничных приемов и балов. К исторической коллекции относятся статуи Антиноя в египетском одеянии, исполненные из черного мрамора. У противоположной стены привлекает внимание бюст Афины Паллады работы итальянских скульпторов ХVIII в., созданный из белого каррарского и черного мраморов и оникса.
<p style="text-align: justify;">Экскурсия заканчивается посещением грота Эхо. Этот подземный ход соединяет парадные апартаменты и Серебряное озеро. Именно здесь мнительный Павел I хотел укрыться в случае опасности. В конце коридора его ждал слуга с лодкой. Подвал обладает отличными акустическими данными. Если спросить Какой цветок не боится мороза? Или Как называлась первая дева?, то в ответ услышим: Роза! и Ева! соответственно. А вот спросив: Кто нами правил?, эхо неуклонно отвечает: Павел!. Проверено:-)<p style="text-align: justify;">Над дворцом возвышаются Часовая и Сигнальная башни высотой около 34 метров. На Часовой башне установлены часы-куранты еще при первом владельце- графе Григории Орлове.<p style="text-align: justify;">
<p style="text-align: justify;">Вторая башня использовалась в качестве смотровой площадки, куда гости дворца поднимались обозревать окрестности. Когда был проведен оптический телеграф при Николае I, ее стали называть Сигнальной.<p style="text-align: justify;">
<p style="text-align: justify;">Спуск и подъем осуществляется по гранитной винтовой лестнице в 191 ступень.<p style="text-align: justify;">
<p style="text-align: justify;">Мне осталось посмотреть собственный сад, примыкающий к Гатчинскому дворцу, который предназначался для прогулок императорской семьи.<p style="text-align: justify;">
<p style="text-align: justify;">В самом центре сада установлена богиня цветов Флора работы итальянца Фабио Медико. Вокруг нее, у начала лучевых дорожек установлены десять монументальных герм, выполненных из каррарского мрамора.<p style="text-align: justify;">
Прогулка по парку и дворцу у меня заняла первую половину дня, с погодой мне очень повезло.
Уставшая, но очень довольная, побрела я к электричке. Обратите внимание на расписание поездов! Мне пришлось коротать интервал в мини кафе, но я не жалею, шашлык там готовили отменный, а аппетит разыгрался зверский.
Всем приятных путешествий!