В ожидании долгожданного открытия кинотеатров в Мурманской области (объявления пока не было - но, может, оно как раз готовится, пока я это пишу?) сделаем обзор мировых киносенсаций недели.
Номер один, ставшая таковой благодаря русскоязычным соцсетям, - киноверсия полнометражного мультфильма «Анастасия» (16+). Она вышла на экраны еще в феврале, но до сих пор о ней почему-то ничего не было слышно.
Это не фильм ужасов и не запредельный артхаус. Однако смотреть его рекомендую только людям с крепкими нервами и флегматикам по характеру. Иначе всю оставшуюся жизнь вы проживете с глазами на лбу.
Название неофициальное (в наш прокат фильм не выходил, и слава богу), оригинальное буквально переводится примерно как «Анастасия: однажды в сказке». Россия, январь 1917 года. Ленин обижен на то, что Николай II (в фильме - без бороды и усов!) запретил ему появляться во дворце на рождественском балу. Поэтому устраивает революцию и свергает монархию. Добрый волшебник Распутин, которого царская семья усыновила еще ребенком, с помощью колдовства перебрасывает цесаревну Анастасию в будущее (почему-то в США). Ленин схватил Распутина, зазомбировал - тот стал злым волшебником - и отправил в погоню за Анастасией.
Ну как вам? И это только первые двадцать минут!
Любопытно, что создатель сего творения - некто Блейк Дж. Харрис (известный по малобюджетке «Рассказы Русалочки» (6+) - неофициальному спин-оффу к диснеевской «Русалочке», 6+) - крайне удивился, когда его аккаунт стали забрасывать гневными вопросами по поводу «Анастасии». Его обобщенная реакция: «А что такого?»
Формально «Анастасия» фильм к «Анастасии» (6+) мультфильму не имеет никакого отношения. Ведь легенда о чудесно спасшейся цесаревне возникла почти сразу после расстрела в Ипатьевском доме. Ну и мистер Харрис, до того успешно смародерничавший на «Русалке» (которую тоже ведь сочинил давным-давно Ганс-Христиан Андерсен, а не в наши дни в Голливуде - значит, и авторских прав на историю нет!), решил повторить то же самое с «Анастасией». Американская предприимчивость в чистом виде.
Но ведь, честно говоря, и мультфильм «Анастасия» по своей исторической достоверности тоже был не фунт изюму! И его создатели тоже отвечали на редкие тогда вопросы об искажении истории в стиле «А что такого?» Так что эта киноверсия - просто логическое продолжение идейной линии «развесистой клюквы».
Хотя, конечно, мистер Харрис здесь, безусловно, отличился. Начисто выбритый Николай II и Ленин, бегающий с чем-то типа то ли детского ятагана, то ли ножа для потрошения рыбы…
Другая сенсация связана с итогами мирового проката. «Довод» (16+) Нолана, несмотря на все усилия по его раскрутке, по-видимому, провалился. Кинотеатры самых «жирных» американских регионов (Нью-Йорк и штат Калифорния) еще закрыты, в Китае (второй кинорынок в мире) ленту встретили хорошо, но не так, как ожидалось. В общем, первое место в мировом прокате «Довод» не занял.
Однако самое удивительное, что это первое мировое место (по общим сборам - вдвое больше, чем у «Довода»!) оказалось у китайского фильма «Восемь сотен» (16+).
По сюжету «Восемь сотен» - местный вариант федорбондарчуковского «Сталинграда» (12+): в 1937 году батальон китайской армии, занявший оборону вокруг некоего склада в Шанхае, героически обороняет его от японцев. Как и Дом Павлова - история не просто реальная, а хрестоматийная. Судя по намекам, появлявшимся в мировой прессе, прокатную кампанию «Восьми сотен» организовывали чуть ли не под контролем политбюро китайской компартии. Если это правда, то причины, почему в Поднебесной абсолютно не повезло «Мулану» (12+), резко критиковавшемуся в местных СМИ и соцсетях за искажение китайской истории, вполне ясны. Особенно в связи с последними политическими событиями вокруг США и Китая.
Вот и в нашем прокате «Довод» тоже вылетел с первого места. Увы, не из-за российской ленты, а американской, но какой - «После. Глава 2» (16+).
«После. Глава 2» - это вовсе не блокбастер, там нет звездного актерского состава, по бюджету лента вообще снята, как говорится, за пять копеек, а не за двести миллионов, как «Довод».
Сюжетно - слезливая молодежная романтика в стилистике «покетбука для юной девушки» (даром что у нас ей влепили «16+»). Но тем не менее «Довод» ей удалось сделать. Пусть и не во всем мире, и не в США, только в России, однако и это уже достижение.
Кстати, «Мулан» в мировом прокате идет весьма бледно даже на фоне «Довода». Тем не менее по общим сборам он его уже обогнал. Как так? «Дисней» параллельно запустил «Мулана» в стриминге (в тех странах, где он не идет в прокате), и там фильм уже сейчас собрал четверть миллиарда долларов. Причем чистыми, без доли кинотеатров.
Завершившийся «Кинотавр» заставил «желтую прессу» грустить. Кроме актрисы, вышедшей на красную дорожку в обтягивающем платье на голое тело (якобы, чтобы развеять слухи о беременности), и режиссера, появлявшегося на публичных мероприятиях с КОВИДом (позднее он публично извинился перед всеми и сказал, что просто не знал об этом), - никаких сенсаций. Тем не менее для кинолюбителей фестиваль стал сенсационным - на нем победил якутский фильм «Пугало» (16+).
На самом деле никакой сенсации тут нет. Может показаться удивительным и невероятным, но Восточная Сибирь в XXI веке каким-то чудом превратилась в настоящий Голливуд. Правда, дальше Сибири эти ленты никуда не уходят, но и не исчезают.
О чукотском «Китобое» (16+) мы уже писали, теперь вот «Пугало» (16+).
Собственно, это типичное «независимое» кино - такое у нас на самом деле снимают не только в Якутии: мизерный бюджет в полтора миллиона рублей, непрофессиональные актеры, минимум декораций. Понятно, почему в кинопрокате якутских фильмов (ну или, скажем, бурятских, где местные уже наснимали целые франшизы) мы не видим. Однако многие киношедевры появлялись на свет именно таким образом - вспомним хотя бы знаменитое «На последнем дыхании» (16+) Жана-Люка Годара.
По сюжету «Пугало» немного напоминает советский телесериал 80-х «Белый шаман» (12+), только здесь не шаман, а шаманка, и действие происходит не во время революции на Чукотке, а в наши дни в Якутии. А любители американских «независимых» наверняка вспомнят «Мертвеца» (16+) Джима Джармуша.
Через неделю откроется Московский кинофестиваль. Председателем жюри стал Тимур Бекмамбетов - достаточно неожиданный выбор организаторов; очевидно, и результаты также будут дискуссионными. Конкурсная программа довольно интересна, и даже не столько по именам создателей, сколько по тем идеям, которые будут раскрываться в представленных фильмах.
Так, Валерий Тодоровский, вроде бы полностью ушедший в продюсирование, представил на конкурс фильм «Гипноз» (12+), по сюжету - как бы «Молчание ягнят» (18+), только снятый с точки зрения не безумного психиатра, а его жертвы.
Нашего «Ганнибала Лектера» сыграл Максим Суханов, чья актерская харизма, на мой взгляд, не меньше, чем у Хопкинса.
А культовый кореец Ким Ки Дук свой фильм «Растворяться» (16+) снял в Казахстане с местными актерами и к тому же на русском языке. Причем сюжет настолько заезженный (тема двойника - куда уж клишированнее!), что будет либо провал, либо шедевр. У Ким Ки Дука с равной вероятностью может получиться и то, и другое.
Как видим, несмотря на непрекращающуюся пандемию, мир кино живет. Так что желаю всем нам скорейшего окончания кинокарантина - и хороших фильмов на экранах кинозалов.