Сейчас очень трудно поверить в то, что Министерство РФ по делам телевидения и радиовещания может снять адекватный своему времени сериал, поднимающий актуальные и серьезные темы, да при том - интересный широкому кругу зрителей. В 2001 году это было возможно.
Тематика сериала
Сериал повествует о группе подростков из небольшого подмосковного городка, оказавшихся вовлеченными в псевдо-религиозную секту, которая на самом деле занимается обычным наркобизнесом под прикрытием ряда интересных личностей.
Насколько я помню свой 2001 год, темы были очень актуальны: наркотики в молодежной среде были обычным делом, да и сект хватало. В те годы было популярным такое явление, как сетевой маркетинг. Оно существует и сейчас, однако в тот момент их деятельность никак не регулировалась, и я помню все те семьи, которые вкладывались в такие компании, оставаясь с огромными долгами. Это были почти секты, и само это слово было у всех на слуху. Я помню, что оно внушало страх, наряду с такими словами, как "терракт", "аум синрикё" или "дефолт".
Актерский состав
Важной особенностью было то, что в картине приняло участие большое количество прекраснейших актеров, работа которых не выглядела так, словно им нечем платить за ипотеку.
Артур Смольянинов - главный "трудный подросток" отечественного кино. Вызывает страх встречи с ним в темном переулке аж с 1998 года (х/ф "Кто, если не мы").
Владимир Стеклов - сыграл так, что я до сих пор даже в положительных ролях вижу в нем конченую сволочь.
Александр Песков - конкретно в этой роли не всегда попадает в ноты, что лишь добавляет дизгастинга его персонажу. Как и в "Сиянии" Кубрика, в котором Джек Николсон уже с самого начала выглядит немного поехавшим, что лишает фильм интриги, так и здесь учитель Баев - изначально мерзкий тип, к счастью его истинная натура скрывается от зрителя недолго.
Юрий Лахин - качественное, всегда точное, очень ровное исполнение. Верю.
А еще там есть Марина Яковлева, Борис Миронов, Сергей Варчук, Александр Белявский, Анна Дубровская, Александра Ивановна Назарова, Любовь Руденко, Алиса Гребенщикова, и все они прекрасны в своих ролях.
Саундтрек.
Раз уж зашла речь про Алису Гребенщикову... Может быть, она не гениальная актриса, но девушка очень интересная, приятная и необычная. Здесь она обаятельно дует губки, играя диджея Скрипку с радиостанции - внимание! - Максимум. Кто в 2001 году не слушал Максимум? Все слушали Максимум, потому что Максимум - это было круто. Вот и герои сериала слушают ее - действительно популярную, особенно среди молодежи, радиостанцию. Это действительно было, этому веришь.
Непосредственно в саундтреке засветились Би-2, Сплин и Томас. Так же, в одном из эпизодов, подростки смотрят концерт Виктора Цоя, восхищаясь масштабом его личности. Это совершенно естественно для среднего подростка в 2001 году. При этом, треки группы Би-2 использовались на... школьной дискотеке, что может показаться странным, однако "Мяу кисс ми" вполне танцевальная композиция, а "Моя любовь" - самое то для медляка. Здесь важно то, что 2000-2002 года - это вертикальный взлет Би-2, потому что "Полковнику никто не пишет" звучала из каждого, каждого, прости Господи, каждого бытового прибора!
Сама Алиса Гребенщикова под эту песню танцевала в проекте "Танцы на льду" с номером, посвященным фильму "Брат 2", а у меня была паленая кассета с альбомом "Мяу кисс ми". Такие дела.
Были еще и попсовые композиции: Ариана "Под испанским небом" и ВИА Гра "Попытка №5". Это действительно популярные радиохиты того времени, и звучат они именно по радио, в кафе, и это абсолютно достоверно.
Кстати, не могу не пожопоголить на тему того, какой крутой была ВИА Гра в те времена - это было не только в высшей степени смотрибельно, но и вполне слушабельно, единственное, что не испортилось за все эти годы - великолепие Надежды Грановской.
А вот что за группа такая, Томас? Ну такая вот группа, выступают еще с середины 90-х, ротировались на том же Максимуме, выступали вместе с теми же Би-2, тем же Сплином и теми же Танцами минус. В контексте сериала примечательны тем, что сочинили мощную главную тему на выкрученной вправо ручке гейна, крутым риффом и рычащим вокалом. Женскую партию исполняет Алеся Маньковская, играющая в самом сериала учительницу химии. Играет странно, невпопад, что заставляет всю дорогу подозревать героиню в том, что она не только главный злодей, но и главный употребитель наркотиков. При этом играет Маньяковская, а стыдно мне. Совсем другое дело - ее вокал, и очень жаль, что она не так популярна. Я совсем не против слышать ее голос из каждого утюга.
И... еще немножечко про саундтрек. Музыкальным редактором картины является Илья Кормильцев, а это, извините, один из главных поэтов того самого русского рока. Ведь, согласитесь, тексты Наутилусов - это не каждый сдюжит.
Жанр
"Тайный знак" - это не мелодрама про жизнь подмосковных школьников. Здесь секта, торговля наркотиками, криминальные конфликты, подпольные бои, а еще и маньяк, который похищает и убивает детей, и все это в фильме про школьников, созданном на бюджетные деньги! Какую страну потеряли...
Местами сериал превращается в откровенный боевик с драками, погонями и перестрелками, и все это очень хорошо поставлено. Никаких спецэффектов и графики, никаких комбинированных съемок - все вживую, натурально и очень больно.
При этом есть моменты триллеровые, есть мелодрама, есть трагичный эпизод, который до сих пор пересматривается с болью, и есть целых две любовные линии, а еще и проблеме отцов и детей, конечно, уделено пристальное внимание.
Первый сезон заключен в 8 сериях, и повествование не проседает ни на минуту. Смотрится на одном дыхании.
Продолжение.
Всего сериал насчитывает 24 эпизода, разбитых на 3 сезона, однако при всей моей любви к этой картине, ни второй сезон, ни тем более третий, мне физически не поддались. Как ни сяду смотреть - заклинивает челюсть от зевоты, и приходится ехать в травмпункт. Каждый раз так.
Хочу напомнить, что прошлая статья была посвящена органичности голливудских тем в русском кино, почитать можно здесь. А для тех, кто любит пожопоголить на тему как раньше было хорошо, скоро я выпущу заметку про то, какие душевные фильмы снимались в России в нулевых.