Найти тему
Татьяна Трофимова

«Кради как художник». Кто на самом деле придумал сюжеты басен дедушки Крылова?

Оглавление

Уверена, что многие из вас уверенно ответят — Лафонтен. А что, если вы ошибаетесь? По вашим многочисленным просьбам продолжаю рубрику «Такого в школе не расскажут» про дедушку Крылова и увлекательную историю его творчества.

«От Эзопа до Крылова»

Именно так называется добрый десяток очерков и публикаций на эту тему. Кто же состоит в этом списке? А самое главное, закончился ли он на Иване Андреевиче? Всех, кто дочитает до конца, ждем большоооой сюрприз.

Действительно, если смотреть на историю поверхностно, то творчество Эзопа, Лафонтена и Крылова, где каждый последующий баснописец «вдохновлялся» творениями коллеги и, меняя главного героя (животное), а часто и не меняя вовсе, выпускал ее в свет под своим именем, выглядит достаточно комично…

«Плагиат!» — уверенно скажет строгий читатель. И, действительно, ну, очень похоже... Просто сравните три произведения!

Эзоп, древнегреческий поэт (600 годы до н.э.)

Первый баснописец, отмеченный в истории. Если собрать все сведения о биографии Эзопа, что в наше время, сами понимаете, затруднительно (год рождения Эзопа — примерно 600-620 годы до н.э.), то можно поверить и в версию, что Эзоп — образ скорее собирательный.

Хотя сохранились и скульптурные портреты
Хотя сохранились и скульптурные портреты

Раб или шут «при дворе», чьи шутки развлекали господ, но не могли быть направлены на их слабости и пороки напрямую. Отсюда и завуалированная форма повествования — басня.

Если верить источникам, то «оригинальных стихов Эзопа до наших дней не сохранилось». Тем не менее, более четырехсот коротких произведений подписаны и издаются именно под этим именем.

Одно из них — басня «Лиса и виноград»:

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда.
«Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно — до винограда никак не добраться.
«Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Как видите, Эзоп часто не рифмовал свои произведения. Какое поле деятельности для последователей!

Жан де Лафонтен (1621—1695)

Поэт, писатель, литератор, классик французской литературы
Поэт, писатель, литератор, классик французской литературы

Ироничный, прекрасно образованный, создавший свой неповторимый стиль в литературе, но, тем не менее, также замеченный в «плагиате» — «Лисица и виноград»:

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен —
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Иван Андреевич Крылов (1769—1844)

-3

Ну, и наш любимый дедушка Крылов со своей басней «Лисица и виноград»:

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око, дла зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».

Как говорится, найдите три отличия. Примерно по такому же принципу написаны и известные нам «Стрекоза и муравей»:

  • Эзоп, «Муравей и цикада»;
  • Жан де Лафонтен, «Цикада и муравьиха»;
  • Иван Крылов, «Стрекоза и муравей»

и «Волк и ягненок»:

  • Эзоп, «Волк и ягненок»;
  • Жан де Лафонтен, «Волк и ягненок»;
  • Иван Крылов, «Волк и ягненок».

Тут товарищи-баснописцы даже зверюшку менять не стали…

Но! Все эти повторения — далеко не основа творчества Крылова и Лафонтена.

Давайте будет справедливы

Да, ранние работы Крылова можно считать адаптивными переводами. Они удачны, современны для своего времени и запомнились читателям. Но спросите любого нашего современника о Крылове и он назовет басню «Слон и Моська», которая не является плагиатом ни в какой форме.

«Слон и Моська», иллюстрация к произведению
«Слон и Моська», иллюстрация к произведению

Иван Андреевич написал более двухсот произведений, из них не более 1/3 — переводы, причем, по большей части, это ранние работы. Хотя и в молодые годы Крылов, как самостоятельный поэт, также был достаточно продуктивным.

Первый сборник Крылова состоял из двадцати трех басен: шесть переводов и семнадцать оригинальных произведений. Он вышел в свет в 1809 году, когда автору было сорок лет.

Зачем они это делали?

Зачем Крылов и Лафонтен занимались переводами и фактически дискредитировали себя, как авторов? Не знаю, наверное, затем же, зачем великие режиссеры снимают ремейки популярных когда-то фильмов…

Но что самое интересное, идея «второй» и «третьей» жизни басни на этом не закончилась!

«Слон и Моська», иллюстрация к произведению
«Слон и Моська», иллюстрация к произведению
Так, спустя 125 лет крыловская тема «Слон и Моська» нашла иное разрешение в басне Николая Робертовича Эрдмана и Владимира Захаровича Масса.
Всё, всё меняется: законы, нравы, стили…
Случилось так, что где-то как-то раз,
По улицам слона водили,
Возможно, что и напоказ.
Вдруг Моська, увидав слона,
Подобострастия полна,
Расшаркалась пред ним почтительно и мило.
Потом, виляя весело хвостом,
Всех растолкав, перед слоном
На задних лапах заходила.
…….
Да, больше в наши времена
Не лает Моська на слона.
Совсем не те у ней теперь манеры…
Источник цитаты: https://litbook.ru/

Вы обратили внимание, как изменился смысл? К сожалению, точную дату написания этой версии басни я не нашла. Если знаете, напишите в комментариях, буду очень благодарна.

И возвращаясь к главному вопросу: вы все ещё считаете, что Крылов «крал как художник»? Давайте просто примем как данность, что эти работы были одним из направления творчества великого и талантливого баснописца. И факт их наличия никаким образом не умаляет других его заслуг в русской литературе. Согласны? Очень интересно ваше мнение.

По традиции, ещё пару интересных фактов выношу в комментарии.

Понравилась публикация? Читайте также:

«Не женат и бездетен?». Почему дедушка Крылов всю жизнь скрывал жену и дочь?

Такого в школе не расскажут. Дедушка Крылов, про которого мы ничего не знаем

-6