Здравствуйте, уважаемые читатели!
В предыдущих выпусках мы с вами ознакомились с новшествами в закупочном законодательстве, а также разобрались с кодом ОКПД2.
Немаловажной частью контрактной системы является так называемый национальный режим - особое отношение к товарам, происходящим из иностранных государств, а также работам и услугам, выполняемым и оказываемых иностранными лицами.
Сегодня рассмотрим основные подзаконные акты, устанавливающие запреты на допуск товаров, происходящих из иностранных государств. Разберём, какие постановления в каких случаях применять и как это делать правильно.
Почему только товаров? А как же работы и услуги? Дело в том, что в настоящее время нет действующих нормативно-правовых актов, запрещающих закупать работы или услуги у иностранцев. Несколько лет назад такой запрет действовал в отношении представителей Турецкой Республики (постановление №1457), но он отменён в 2017 году. Поэтому далее мы будем говорить только о товарах.
NB: в этой статье не будут рассматриваться НПА, касающиеся медицины (лекарства, медизделия и т.д.). Им будет посвящена отдельная статья, так эта тема довольно обширна и интересна лишь определённому кругу заказчиков.
Частью 3 статьи 14 закона 44-ФЗ определено, что Правительство РФ наделено правом устанавливать запреты на допуск товаров, происходящих из иностранных государств. Делается это в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики. Если проще, то при помощи таких рычагов осуществляется поддержка отечественных производителей, а также в любой момент можно закрыть российский рынок госзакупок для отдельных товаров, производителей и даже государств.
Основным инструментом отнесения ТРУ к тому или иному перечню является код ОКПД2, с которым мы познакомились в прошлой статье.
По состоянию на сентябрь 2020 год действуют три НПА, запрещающих покупку иностранных товаров. Все эти акты имеют как сходства, так и различия, поэтому рассмотрим каждый из них подробно.
N.B. В большинстве постановлений товары, произведённые на территории государств-членов Евразийского экономического союза не считаются иностранными, то есть приравниваются к товарам российского производства. В ЕАЭС помимо России входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Для сокращения будем называть эти страны евразийскими.
Запрещающие постановления действуют по простому принципу: "покупать иностранные товары нельзя". Не совсем, конечно, нельзя - есть исключения. Но обо всём по порядку.
Это важно знать!
Запреты распространяются на все способы закупок, включая закупки у единственного поставщика.
1. Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 №1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Предмет запрета:
Данное постановление содержит запрет на приобретение всего одного типа товаров - программно-аппаратных комплексов систем хранения данных (ПАК СХД), относящихся к ОКПД2 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных". Когда оно вступило в силу, у большинства заказчиков возник справедливый вопрос: о каких именно товарах речь? О ПАК СХД или обо всех, относящихся к указанному коду? Ведь под этот код попадают и жёсткие диски, и флешки, и прочие накопители, а российские производители этих товаров отсутствуют в принципе. Но спустя некоторое время была внесена ясность: запрет касается именно программно-аппаратных систем хранения данных. Это дата-серверы и другие подобные объекты хранения и обработки данных.
Запрет также касается товаров, поставляемых в ходе выполнения работ/оказания услуг, а также являющихся предметом лизинга.
Исключения:
Исключений применения данный запрет не содержит, то есть даже вопрос совместимости с имеющимся у заказчика оборудованием не стоит. Некоторые заказчики уже столкнулись с проблемой модернизации существующих СХД.
Требования к составу заявок:
При установлении данного запрета участники ко вторым частям заявок должны приложить декларацию о нахождении радиоэлектронной продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи, который в обязательном порядке включается в контракт, заключаемый с победителем. На этапе исполнения контракта замена товара на иностранный недопустима.
Рассмотрение заявок:
Все заявки, в которых нет декларации и реестрового номера, необходимо отклонять. Нет указанной информации = товар иностранный, даже если в первой части заявки указано, что страна происхождения Россия.
______________________________________________________________________________
2. Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Предмет запрета:
Данный НПА запрещает приобретение любого иностранного программного обеспечения, за исключением евразийского. При этом не важен ни носитель (материальный, электронный, "облако"), ни способ приобретения (непосредственно покупка или разработка). Если в наименовании закупки или в описании объекта закупки присутствует ПО, включается 1236 и должен быть установлен запрет или применены исключения.
Например, если покупается компьютер с предустановленным ПО (операционная система, пакет офисных программ и т.д.), то это уже повод заглянуть в 1236 и решить, установить запрет или ваш случай попадает под исключения.
Подтверждением того, что ПО отечественное, является наличие записи в реестре российского ПО, для евразийского - в реестре евразийского ПО.
Это важно знать!
Запрет не распространяется на закупки, осуществляемые дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и торговыми представительствами РФ при международных организациях, а также на закупки ПО, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну
Исключения:
Случаи, когда запрет можно не применять, указаны в пункте 2 постановления. Их два:
1. В обоих реестрах отсутствуют сведения о ПО, необходимом заказчику.
2. В реестрах подобное ПО есть, но оно не подходит заказчику.
С первым исключением всё понятно, а про второе поясню на примере: заказчику требуется пакет офисных программ. Все мы прекрасно понимаем, что речь идёт об иностранном Microsoft Office. В реестре есть подобное ПО, но заказчику оно не подходит. Почему? Тут уже всё от фантазии заказчика и от креативности его айтишника зависит. "Найти десять отличий" в данном случае довольно просто, главное - в случае поступления жалобы суметь доказать в ФАСе, что нужны именно эти характеристики и никакие другие.
В таком случае заказчик обязан подготовить обоснование невозможности соблюдения запрета, руководствуясь порядком из постановления, утвердить данное обоснование в день размещения извещения и опубликовать его в составе документации.
Образец такого обоснования можно подглядеть, например, здесь.
Это важно знать!
Если ваша закупка попадает под исключения, в документации (информационной карте) необходимо указать причину, по которой запрет не применяется. В ЕИС необходимо установить запрет, затем поставить галочку "Присутствуют обстоятельства, допускающие исключение, влекущее неприменение запрета, ограничения допуска, и в поле "Обоснование невозможности соблюдения запрета, условия допуска" указать причину, по которой запрет не применяется. Идеальный вариант - скопировать из постановления.
Основание для этих действий - часть 3 статьи 14 закона 44-ФЗ
Требования к составу заявок:
А вот здесь всё очень интересно. Представители ФАС на одном из недавних мероприятий озвучили позицию, что в составе заявки должна быть декларация с реестровым номером. Это логично и правильно - если не потребовать от участника этой информации, то выяснить, какое ПО он предполагает к поставке, можно будет только на этапе исполнения контракта, что весьма неудобно Но! В постановлении 1236 никаких требований к предоставлению информации и документов в составе заявок нет. Поэтому рекомендую не требовать ничего, кроме страны происхождения товара. Конечно, если в вашем регионе есть устоявшаяся практика, и УФАС не против, то требуйте декларацию. Но всё равно данные действия являются явным нарушением законодательства, и не факт, что если дело дойдёт до суда, судья займёт ту же позицию, что и ФАС. Да и УФАСы нередко меняют свою позицию, и то, что вчера было можно, сегодня становится нельзя (и наоборот).
Рассмотрение заявок:
Тут всё просто - только страна происхождения товара. Но если вы всё-таки потребовали декларацию с реестровым номером, то ищите в составе заявки и её, а также проверяйте информацию в реестрах.
______________________________________________________________________________
3. Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»
Предмет запрета:
В перечень товаров, на которые распространяется запрет, входит 125 позиций - это и товары лёгкой промышленности (ткани, одежда, обувь), и ряд строительных материалов, и холодильное оборудование, и продукция машиностроения, и другие товары. Товары евразийского производства под запрет не попадают.
Подтверждением того, что товар российский, является наличие о нём сведений в реестре российской промышленной продукции, для евразийских товаров - в реестре евразийской промышленной продукции. В настоящее время евразийский реестр еще не сформирован, предположительно должен заработать с 1 января 2021 года. Это означает, что участники с евразийскими товарами в данный момент не могут поставлять свою продукцию.
При подготовке к осуществлению закупки заказчику необходимо изучить реестр на предмет наличия в нём товаров, планируемых к закупке, и если там такие товары есть, то необходимо установить запрет.
Это важно знать!
Как я уже писал ранее, важно обращать внимание на ОКПД2. Если в 616 постановлении указан код 13.2 "Ткани текстильные", то запрет распространяется на все товары, код ОКПД2 которых начинается с цифр 13.2.
Исключения:
Случаев, когда запрет по данному постановлению не применяется, несколько:
1. На территории РФ закупаемый товар не производится.
В данном случае заказчику необходимо получить разрешение Минпромторга на закупку иностранного товара. Порядок получения разрешения утверждён приказом Минпромторга от 29 мая 2020 г. N 1755, более подробно ознакомиться с особенностями получения такого разрешения можно посмотрев видео.
2. Если закупается одна единица товара стоимостью до 100 тыс. рублей или совокупность таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей. Данное исключение не применяется для товаров, указанных в пунктах 1-7, 124 и 125 перечня - это товары лёгкой промышленности.
Минпромторг, Минфин и ФАС в один голос твердят, что под совокупностью товаров в данном случае следует понимать товары, относящиеся к одному коду ОКПД2, хотя из постановления этого явно не следует. Моё мнение основано исключительно на знании русского языка и том, что написано в постановлении - под совокупностью нужно понимать товары, стоимость каждого из которого не превышает 100 тыс. руб. Например, если заказчику необходимо купить бумагу для офисной техники (17.12.14.129) и альбомы для рисования (17.23.13.192), то, несмотря на то, что коды разные, цена за единицу явно менее 100 тысяч рублей, поэтому при закупке с Н(М)ЦК до 1 млн. руб. заказчик может не устанавливать запрет.
С другой стороны, есть письмо Минпромторга, который наделён правом давать разъяснения по вопросам применения 616-ПП (пункт 15 постановления). Поэтому можно делать так, как пишет Минпромторг и в случае чего ссылаться на это письмо.
Какую позицию займёте вы? Зависит от позиции УФАС и судов в вашем регионе.
3. Если требуется обеспечить совместимость закупаемых товаров с товарами, имеющимися у заказчика.
Всё просто - если у вас есть, к примеру, трактор иностранного производства, то к нему вряд ли подойдёт отечественное навесное оборудование.
4. Если приобретаются запасные части и расходники к имеющимся у заказчика товарам. Здесь, я думаю, всё понятно и без разъяснений.
5. Запрет не распространяется на закупки ФСБ, ФСО, Службы внешней разведки, органов внешней разведки Минобороны РФ, МВД РФ, Росгвардии, Управления делами Президента РФ и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1-7, 52-57, 73-75, 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47-51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей).
6. Запрет не распространяется на закупки ФСО РФ, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств МВД РФ для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
Это важно знать!
Заполнение полей в ЕИС и/или региональной системе происходит так же, как в случае с Постановлением 1236.
Требования к составу заявок:
Во второй части заявки участники должны предоставить выписку из реестра российской или евразийской продукции с указанием номера реестровой записи, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 г. №719. Данная выписка формируется участниками самостоятельно путём нажатия кнопки "Выписка из реестра" в самом реестре.
Рассмотрение заявок:
Если выписка отсутствует, то заявка подлежит отклонению. Если участник предоставил всю необходимую информацию, но не в виде выписки, а в произвольной форме, то это не имеет значения - постановление строго требует наличия выписки.
Также необходимо проверить, соответствует ли совокупное количество баллов, указанное в выписке, количеству баллов, установленному 719 постановлением. Эту информацию можно найти в крайней правой колонке выписки. Если баллов недостаточно, то такая заявка приравнивается к "иностранной" и отклоняется. В приведённом примере заявка с предложением автомобиля "КАМАЗ" будет признана несоответствующей, т.к. количеств баллов недостаточно - согласно заключению Минпромторга на производстве происходит только сварка и окраска кузова (кабины), а также производятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, дающие в сумме 1300 баллов вместо положенных 2000.
Реестровые записи подлежат включению в контракт, замена на российских (евразийских) товаров на иностранные не допускается.
______________________________________________________________________________
На этом знакомство с запретами можно считать состоявшимся. Стараюсь расписывать всё максимально подробно, учитывать все известные мне нюансы, так как хочу, чтобы у после прочтения статей у вас оставалось как можно меньше вопросов.
В следующей статье рассмотрим другие инструменты национального режима - ограничения и условия допуска иностранных товаров.
Благодарю Вас за уделённое время! Надеюсь, статья была интересна и полезна. Если возникают вопросы или предложения, прошу оставлять их в комментариях.
До новых встреч!
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить выход новых статей.