Иногда можно услышать мнение, что будто бы дети несут наказание за грехи предков, будто бы четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершенный в роду. Верно ли оно?
Нет, неверно. Хотя такое мнение иногда пытаются представить как учение Церкви и даже ссылаются порой на ветхозаветные тексты. Например, приводят цитату из Книги Чисел, где Бог описывается как "не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода" (Числ. 14:18).
Но, как объясняет преподобный Ефрем Сирин, это касается тех случаев, когда дети и потомки лично и добровольно соучаствуют в грехе родителей, повторяя его. "Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим" - пишет прп. Ефрем. То есть, беззаконие отцов, продолжающееся в детях, наказывается тем, что такой род пресекается.
И в другой книге Ветхого Завета сказано: "Я Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня" (Втор. 5:9). То есть, если в каком-то роде четыре поколения подряд ненавидят Бога, этот род прекращает существование или получает иное тяжелое наказание. Как объясняет блаженный Феодорит Кирский, "не случайно добавлено: "ненавидящих Меня", - то есть, [Бог говорит:] долготерпелив Я к отцам согрешившим, долготерпелив и к сынам, но если внуки и правнуки поревнуют лукавству отцов и предков, то наложу наказание».
А иудеи стали со временем понимать их неправильно, полагая, что будто может человек праведный и благочестивый быть наказываем за грех своего отца или прадеда, которого он даже не видел. Отсюда выходили две ложных мысли: первая — Бог несправедлив, и вторая — если меня постигает какое-то наказание, то это не оттого, что я грешен и должен исправляться, а это предки мои нагрешили, а я такой хороший должен вот за них отдуваться. Как говорит святитель Кирилл Александрийский, "Иудейский народ неправильно понимал это. Ибо он думал, что Бог так жесток и неумолим и так долго питает гнев, что вины отцов возлагает на чада чад. Так, провозглашая это, они говорили: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина". То есть, они завели такую пословицу.
И вот, обличая это ложное понимание, Бог устами пророка Иезекииля говорит: "Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет... Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается... Я буду судить... каждого по путям его, говорит Господь Бог" (Иез. 18:2-4,19–30).
А через пророка Иеремию сказал Бог: "Уже не будут говорить: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет" (Иер. 31:29–30). То есть нет ответственности перед Богом за грех предков.
И, как объясняет святой Кирилл Александрийский, «да и как бы Господь был бы долготерпеливым и многомилостивым, если бы Он не прощал грехов и не очищал виновного, но простирал негодование Свое на третий и четвертый род? Итак, какой же здесь смысл? Бог долготерпелив и не тотчас подвергает наказанию согрешивших, но откладывает и до второго рода, чтобы возможное появление в нем раскаяния пресекло бы Его гнев. Но если этого не случится и третье и четвертое поколение будут преданы тем же или даже худшим порокам и окажутся подражателями нечестия предков, тогда-то и только тогда Бог, наконец, наводит наказание».
Можно вспомнить также место из Евангелия, когда апостолы, показав на слепого от рождения, спросили Христа, не за грехи ли родителей с ним это приключилось, и Господь прямо сказал: нет (Ин. 9:2-3).
Поэтому упомянутое представление ошибочное. Бог справедлив и каждый наказывается за свои собственные грехи.
Но, конечно, это не отменяет тех естественных вещей, когда мы говорим не о наказании Богом детей за грехи предков, но о следствиях на потомков решений, которые приняли предки. Например, человек жил в столице, женился, затем решил переехать в деревню, и там у них родились дети. Эти дети несут последствия решения своих родителей в том отношении, что они родились не в столице, а в деревне. Но это не наказание от Бога, а просто обстоятельство жизни, в котором могут быть как минусы, так и плюсы.
А если говорить о духовной стороне вопроса, то здесь все однозначно: Бог не налагает на нас вины чужих людей и не наказывает невиновного. Каждый перед Богом отвечает за свой грех. Сказанное относится и к призывам "покаяться за грех убийства царя".
В чужих грехах легко каяться, но Бог от нас ждет покаяния в наших грехах.