Наука Союзного государства
Окончание беседы с председателем Карельского научного центра РАН, членом-корреспондентом РАН Ольгой БАХМЕТ. Её рассказ об уникальной карельской берёзе читайте здесь, об удивительном шунгите - здесь.
В Центральной Карелии деревья скручивает узлом, а многотонные валуны буквально парят в воздухе
– Карелия известна своими озёрами, большими и малыми. Наши Онега и Ладога – самые крупные озёра в Европе, Ладога держит первое место, Онега – второе. Но у нас есть и другие, совершенно уникальные и пока малоизученные места. Как, например, комплекс горы Воттоваара в Центральной Карелии.
– Не слышал про такое.
– Удивительное место, там вы можете увидеть множество сейдов: огромных валунов, которые стоят на маленьких камушках-подпорках.
Учёные до сих пор спорят, являются ли это сейды культовыми сооружениями саамов, или же это сюрпризы, оставленные тающими и отходящими ледниками.
В пользу рукотворного происхождения говорит название: в переводе с саамского, «воттоваара» – «гора победы».
– То есть захотел победить в войне с кем-то или побольше зверей добыть – поставь сначала сейд на горе?
– Примерно так. Но большинство учёных всё-таки считают основным виновником их образования ледник. Который сначала, двигаясь, приносил сюда эти гигантские валуны, а потом, тая, аккуратно опускал их на оказавшиеся у подножия относительно маленькие камушки.
– Возможно, было и так, и так.
– Возможно, тем более что уже установлено, что некоторые из небольших сейдов – совсем молодые новоделы, созданные съезжающимися сюда со всего мира туристами-экстрасенсами, медиумами и мистиками. Которые считают Воттоваару местом силы. Мы там были неоднократно с комплексными экспедициями, делали обследование этих уникальных природных комплексов.
– Эту самую силу почувствовали?
– У нас был интересный эпизод. Мы расположились лагерем у подножия, а недалеко стоял лагерь «искателей силы». Вечером к нам подошёл увешанный множеством амулетов их главный адепт, утверждавший, что место это имеет сакральное значение. Никто с ним спорить не стал, только один наш сотрудник в сердцах сказал: «Не мелите чепуху, никакой мистической силы тут нет».
На следующий день он единственный из всех нас на абсолютно голой, безлесной территории Воттоваары заблудился. Долго искал лагерь, сделал хороший крюк, а найдя, сказал: «Зря я так сказал вчера, погорячился».
– Обидел природу?
– В 2011 году этот комплекс был объявлен республиканским ландшафтным памятником природы. Сейчас там планируется создать новую охраняемую природную территорию федерального уровня, в которую кроме Воттоваары войдёт ещё расположенное рядом озеро с совершенно уникальной природой.
– Не боитесь, что туда туристы поедут, всё затопчут и забросают пластиковыми стаканчиками?
– Как раз наоборот, дикие туристы и сейчас туда массово едут. Те же экстрасенсы, которые там свои сооружения строят. А статус охраняемой территории поможет объекты сохранить. Культурный туризм всегда лучше, чем дикий. Тот же горный парк «Рускеала» этим выгодно отличается. Там обустроенная территория, туристическая инфраструктура.
– Люди ходят туда, куда можно ходить, и не ходят туда, куда нельзя.
– При этом они ещё оставляют там немало денег. В Воттовааре можно сделать, как и в «Рускеале». Ведь когда-то заброшенный мраморный карьер, на базе которого создан парк, тоже привлекал исключительно диких туристов-экстремалов.
– То есть чтобы сохранить объект, необходимо дикий отдых перевести в культурный?
– Тут стоит перенять опыт у соседней Финляндии. Северная страна, суровый климат, а туристы едут толпами. Потому что они умеют обыгрывать туристические объекты так, чтобы они смотрелись естественно. Причём делают это аккуратно и как-то ненавязчиво. А другого такого места, как Воттоваара или «Рускеала», больше в мире вы нигде не найдёте.
© "Союзное государство", № 8-9, 2020
Дочитал до конца? Было интересно? Ты знаешь, что надо сделать, чтобы поддержать автора и журнал!
Валерий ЧУМАКОВ, Петрозаводск – Москва
Фото: Игорь ГЕОРГИЕВСКИЙ, Михаил ФРОЛОВ