Найти тему
УДОБНО ЖИТЬ!

Модернизация трамваев – успех или провал?

Оглавление
Ранее мы уже говорили о том, как в ИжГЭТ модернизируют трамваи. Но в этой статье посмотрим, как она влияет на ижевский электротранспорт в целом.
Трамвай с сопровождением (фото: СТТС)
Трамвай с сопровождением (фото: СТТС)

Какие еще варианты обновления парка?

Модернизированная Татра прослужит еще 15-18 лет. Такой вывод можно сделать по примеру эксплуатации вагонов Vario LF– чешской модернизации с внедрением низкопольной части.

Один из таких до недавнего времени работал в Москве (фото: СТТС)
Один из таких до недавнего времени работал в Москве (фото: СТТС)

Новый трамвай такого же типа, например 71-623, стоит около 25-30 миллионов рублей. Если предположить, что его хватит на 30 лет, что примерно равно двум срокам службы модернизированного вагона, то получится экономия около 5-10 миллионов. В масштабах всего парка это будет большая сумма.

71-623-04 № 204 - маршрут №2 (автор: Максим Раевский; фото: transphoto.org)
71-623-04 № 204 - маршрут №2 (автор: Максим Раевский; фото: transphoto.org)

Есть более дешевый вариант – КВР. Я не знаю сколько он будет стоить. В одном из репортажей местного телевидения говорили, что капитальный ремонт кузова обходится предприятию в 3 миллиона рублей. КВР явно стоит больше, но все равно дешевле чем модернизация. Он не делает вагон более современным, а просто дает возможность эксплуатировать его дольше.

Тверь (фото: СТТС). Во время «ренессанса» 2015 года
Тверь (фото: СТТС). Во время «ренессанса» 2015 года

Мало трамваев за много денег

Один Т3К «Иж» не делает погоды даже для одного маршрута. Всего на линию выходят 128 трамваев, и чтобы низкополы реально были заметны на линии, их должно быть примерно 50%. То есть 65 единиц. Добавим еще 5 резервных и получим 70 вагонов. Только при таком количестве проект даст должный результат. При значительно меньшем количестве вероятность проехать на таком трамвае слишком мала.

ИжГЭТ может выпускать 10 таких вагонов в год. Это значит, что к нужному нам результату придем через 7 лет. Первые три-четыре года проект вообще не будет приносить НИКАКОГО результата. Теперь посчитаем, сколько придется вложить в него за это время: 10*70=700 миллионов рублей. Это огромные деньги!

-5

Вы понимаете, что в проект придется вложить несколько сотен миллионов, и только после этого он принесет хоть какой-то результат?! Сравните это с обычным КВР, от которого будет ровно столько же пользы. Сейчас отрасль ГЭТ переживает кризис, возможно даже хуже, чем в 90-е, в стране закрываются десятки трамвайных и троллейбусных систем – в таких условиях выбирать самый дорогой из двух вариантов немыслимо.

Если все пойдет хорошо, лет через 7-8 таких трамваев станет много, и Ижевск будет выглядеть примерно так:

Tatra T3K «Иж» № 1505 - маршрут 1; Tatra T3K «Иж» № 1506 - маршрут 12
(автор: Амир Закиров; фото: transphoto.org)
Tatra T3K «Иж» № 1505 - маршрут 1; Tatra T3K «Иж» № 1506 - маршрут 12 (автор: Амир Закиров; фото: transphoto.org)
Tatra T3K «Иж» № 1505 - маршрут 1 (автор: Амир Закиров; фото: transphoto.org)
Tatra T3K «Иж» № 1505 - маршрут 1 (автор: Амир Закиров; фото: transphoto.org)
Tatra T3K «Иж» № 1505 - заказной (автор: Амир Закиров; фото: transphoto.org)
Tatra T3K «Иж» № 1505 - заказной (автор: Амир Закиров; фото: transphoto.org)

Но прежде чем это произойдет, придется потратить много ресурсов. Зачем вкладывать бешеные деньги, чтобы получить результат только через несколько лет? До этого момента ещё дожить надо! К тому времени предприятие может разориться, не выдержав кризиса.

Продление срока службы путем КВР без какой-либо модернизации спасало предприятия ГЭТ в 90-е благодаря своей дешевизне. Если денег на предприятии мало, но они тратятся на дорогую модернизацию, то весь остальной подвижной состав не получает должного ремонта и выходит из строя. Чтобы это предотвратить, нужно делать то, что дешевле и охватит гораздо больший процент парка.

Tatra T6B5SU № 2025 (автор: Илья Марченко; фото: transphoto.org)
Tatra T6B5SU № 2025 (автор: Илья Марченко; фото: transphoto.org)

А если деньги есть?

Допустим, у предприятия есть деньги на проведение 10 модернизаций в год и КВР остальных трамваев, то есть угрозы массового выхода из строя нет. Но является ли модернизация самым необходимым для ИжГЭТ проектом?

Проблемы ижевского электротранспорта:

1) рельсы уложены по технологиям прошлого века, трамваи тормозят на стрелках и пересечениях старой конструкции, о бесстыковом пути, позволяющем сделать трамвай бесшумным, и не вспоминают;

2) остановка трамвая в Ижевске называется хорошей, если на ней есть асфальт и хоть какая-то крыша;

3) не забываем, что в Ижевске троллейбусы требуют ремонтов с продлением своего срока эксплуатации;

4) эти самые троллейбусы вынуждены проезжать стрелки со скоростью пешехода;

5) трамваи теряют много времени на светофорах, а троллейбусы и вовсе стоят в одной пробке с автомобилями.

Трата огромных денег на модернизацию означает, что решение этих, не менее важных проблем в ближайшие годы не сдвинется с места.

Путь в светлое трамвайное будущее
Путь в светлое трамвайное будущее

Модернизация трамваев – стратегическая ошибка

Я не против прогресса. Но идти в ногу со временем – это не всегда хорошо, а иногда очень плохо. И кто вам сказал, что модернизация трамваев – это лучший (и даже единственный) шаг в будущее? Т3К «Иж» хорош, с этим не спорю. Но сейчас просто не время для него. Представьте, что вам нужно установить окна, а мастер вместо этого повесил вам новую красивую люстру. Примерно так и выглядит этот проект в масштабах ижевской транспортной системы.

-11

ТАКЖЕ В ЭТУ ТЕМУ:

Первые результаты голосования на лучший односекционный трамвай для наших городов. На что готов производитель?

-12
-13

Что будет если переделать ЗиУ-9 в низкопольный троллейбус?

Модернизация трамваев в Ижевске. 💔Tatra T3K«Иж» с низкопольной вставкой

-14

Троллейбусный подарок из Москвы для Ижевска. Причины не брать!

В ПОДДЕРЖКУ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕМ

ПОДПИСКА И ЛАЙКИ! 🤗