Найти в Дзене
Ласковый зверь

Хуже предательства, только ложная надежда: чем чревато возвращение в приют

По-настоящему человечными и героичными можно назвать волонтёров, которые абсолютно безвозмездно спасают несчастных и выкинутых. Их опыт насчитывает сотни историй, о которых люди должны знать. И помнить простую истину – мы в ответе за тех, кого приручили.
По-настоящему человечными и героичными можно назвать волонтёров, которые абсолютно безвозмездно спасают несчастных и выкинутых. Их опыт насчитывает сотни историй, о которых люди должны знать. И помнить простую истину – мы в ответе за тех, кого приручили.

Светлана Зинкевич стала помогать животным с 2016 года, приняв участие в проекте по дрессировке приютских собак, и до сих пор не может быть равнодушной к чужой беде:

Личный архив Светланы
Личный архив Светланы

«Мне кажется самое большое достижение человечества – это не нанотехнологии и освоение космоса. Это все-таки умение чувствовать чужую боль и чужую беду. Как человеческую, так боль любого живого существа. Я обожаю участвовать в процессе превращения из лохматого или грязного, или худого, или запуганного, или больного, или (перечисление вот этих самых «или» может быть долгим) трясущегося от страха существа в нежного, красивого, уверенного в себе домашнего любимца.

Для животного, прожившего какую-то часть своей жизни на улице, в целом поверить человеку, порой даже позволить погладить себя – это уже огромный шаг. Поджатые уши и хвост, перепуганные глазенки, неверие и недоверие, а иногда – агрессия. Но шаг за шагом между вами это недоверие улетучивается, а расстояние сокращается. Вот уже впервые у вас с рук взяли еду, а вот уже позволили погладить себя, а вот уже вас встречают и при виде вас вам летят навстречу, на радостях так виляя хвостом, что кажется, что этот самый маячок хорошего настроения вот-вот отвалится. А вот вы уже едете в новую семью, где новые мамапапа ждут вас с новеньким красивым ошейничком с блестящим адресником-косточкой и набором разных игрушек. И вот спустя время ты получаешь фотографии уже домашнего любимца, с блестящей шкуркой, уверенного в себе, заметно поднабравшего в весе, возлежащего на диванных подушках, где весь мир крутится вокруг него, самого любимого и самого красивого. В такие минуты ты понимаешь, что порванная одежда в попытке еще несколько месяцев назад поймать этого хвостика или шрам на руке от укуса в попытке дать этому дикарёнышу глистогонное – стоят всего этого. Эти маленькие большие шажочки очень важны. В первую очередь для нас, людей. Это шкала нашей Человечности.

К сожалению, есть и истории с не очень счастливым концом. Это истории возврата животного в приют. А в худшем случае – снова на улицу. Объяснить это человеку, который не сталкивался с этим сам, практически невозможно. Это как описывать зубную боль тому, кто ни разу не прочувствовал сам, что это такое. Вот точно так и описать глаза животного в момент возврата – невозможно. Представьте, что из грязной холодной улицы, где вы выживаете каждый день, борясь за еду, за тепло, за жизнь, вам приходит помощь. В один счастливый для вас день кто-то протягивает вам руку помощи и вы ее принимаете. А через время вот этот тот, кто стал для вас целым миром, просто выбрасывает вас снова на улицу, холодную и грязную. По разным причинам: внезапно появилась аллергия. Или переезд. Или вы недостаточно воспитаны. Или, ожидая хозяина, в тоске о нём съели его кроссовок. И тут снова вот этих «или» может быть огромное множество… Далеко не все животные справляются с этим. Есть и те, в которых вот это недоверие поселяется навсегда. Иногда я задумываюсь над тем, что, возможно, собачий век так короток именно по тому, что они так сильно переживают даже незначительные разлуки с нами.

Еще более жуткими кажутся истории отказа/ сдачи домашнего животного в приют. Конечно же вспоминается история, которая навсегда запала мне в душу. И не только мне. История про малышку Сэнди. Молоденькая квартирная собака, которую сдали в приют хозяева по причине того, что «брали лабрадора, а это оказался не лабрадор, да и к году собака так и не научилась ходить в туалет на улице». Видеть безумно тяжело, как у молодой, здоровой, активной собаки пропадает интерес к жизни. Вначале ее взгляд испуган: она впервые оказалась в чужом месте, в вольере, среди других таких же никому ненужных собак. Через несколько дней ее светлая шкурка темнеет, а взгляд «тухнет». И только красный яркий ошейник напоминает о той, другой жизни. А потом собака заболевает и перестает бороться за свою жизнь. От слова «совсем»… Эта история лично для меня показательна. Она показывает нам, людям, что Собаки дают нам и учат нас гораздо большему, чем мы им можем дать или научить. Они гораздо лучше нас знают, как быть ЧЕЛОВЕКОМ и они могут нас этому научить, надо только уметь услышать... Вот такой вот парадокс..

Сэнди, преданная до конца
Сэнди, преданная до конца

Волонтёр Дарина Лысакова тоже поделилась трагическими историями несправедливо покинутых:

Дарина со своей подопечной Юлой на проекте "Друг"
Дарина со своей подопечной Юлой на проекте "Друг"

«В 2014-м мы подобрали кошку, которую выбросили уехавшие хозяева. Кошка никогда не знала улицы, когда мы кормили уличных кошек, она не ела, а обтирала нам ноги. Мы ее забрали. И были просто в шоке от того, как она боится, что ее снова выбросят. Хотя прошло уже несколько лет, она боится этого до сих пор. А уж тогда первые полгода она даже дома одна оставаться не могла - начинала кричать, вцеплялась в ноги, плакала. Всюду бегала за нами хвостиком. А когда мы первый раз повезли ее в клинику на вакцинацию, она все когти себе оборвала, пытаясь выбраться из переноски, и всю дорогу плакала, лизала нам пальцы. И я знаю, что если бы мы ее выбросили, она бы этого повторного предательства не пережила.

Но вот вам и другая история: про Вольфа, которого возвращали в приют дважды или трижды, красавец-лайка, а он по-прежнему радуется всем, кто к нему приходит погулять. Но таких случаев - единицы, это скорее исключение.
Поэтому, прежде чем брать животное, познавшее тяготы жизни, нужно быть абсолютно уверенным, что вы его не вернете. Иначе вы в буквальном смысле можете его убить. А ведь такое животное будет любить вас, как никто другой!»

Вольф
Вольф

Другой такой случай нам поведала кинолог приюта. Немецкую овчарку Мэр привязанным к мусорному баку на ул. Университетская нашли работники коммунальной службы и обратились в «ПИФ». У него не ходили задние лапы, но со временем Мэр выздоровел. Пробыв в приюте целый год, он всё своё время провёл лёжа глядя на ворота. Пёс так и не адаптировался. Он всё время ждал и в итоге просто умер.

Животные понимают не только интонации, но и речь. Собаки чувствуют, когда от них хотят избавиться. И оставить их одних на улице, словно оставить 3-летнего ребёнка. Это страх, ужас и паника. Многие преданные просто гибнут от тоски, лишь иногда им удаётся поверить людям снова.
Когда вы планируете спасти четвероногого друга и совершить благодетель, вспомните золотое врачебное правило "не навреди".