Найти тему
Великая Отечественная

Нельзя давать никаких поводов для провокаций!

Генерал армии Павлов Дмитрий Григорьевич.
Генерал армии Павлов Дмитрий Григорьевич.

Из воспоминаний Емельяненко В.Б.

Уже после войны генерал-полковник Науменко Н.Ф. рассказал следующее. Рассказал об возникшей обстановке на западе перед войной. Он был заместителем у генерала Копца.

Уже до начала войны можно было почувствовать запах пороха. В июне резко участились эпизоды нарушения государственной границы немцами. Немецкие самолеты стали вторгаться в воздушное пространство СССР. Генерал обращался по этому вопросу к Павлову Д.Г.  Просил разрешить проучить немецких пилотов, наказать наглецов.

Командующий строжайше запретил поднимать истребители для перехвата, постоянно ссылался на сообщение ТАСС. Там ясно говорилось, что немцы не намерены порвать пакт о нападении. Все слухи не имеют почвы... Потребовал на провокации не отвечать.

Когда присутствие немецкой группировки на границе стало фактом. Когда немецкие воздушные разведчики стали выявлять места базирования нашей авиации. Копец и Науменко прибыли к командующему, попросили разрешения рассредоточить авиацию по запасным аэродромам. Их обозвали недальновидными, приказали не давать повода для провокаций.

Приказали выполнять мероприятия по подготовки к учениям. Приказали заняться делом! Крупное учение намечалось 22.06.1941 г. на Брестком полигоне.

Прошел массированный налет немецкой авиации, Копец на самолете облетел аэродромы. Связи с аэродромами не было. Он увидел на аэродромах догорающие машины, потери были огромными. Вернулся в свой штаб, командующий ВВС проследовал в свой кабинет, закрылся. О произошедшей трагедии знал ограниченный круг лиц.

Копец Иван Иванович генерал-майор
Копец Иван Иванович генерал-майор

Полковник Науменко стал собирать все остатки, стал организовывать для боевых действий. Задача в тех условиях не простая. Диверсанты вывели из строя узлы связи и линии, управление частями полностью отсутствовало.

Не одна авиация оказалась неспособной отразить удар противника. Удар очень большой силы. У границы были расположены незначительные силы. Большинство дивизий располагалось от границы далеко и были озадаченны планами мирного времени. Части попали под удар немецкой авиации, выдвигались к границе под постоянными ударами с воздуха. Вступали в бой неполным составом или частями.

От командиров требовались серьезные усилия для организации отпора превосходящему многократно противнику. Связь отсутствовала, действовали по своему усмотрению. Тяжело было полковнику Науменко.

Он не вылезал из самолетика "У-2", перелетал с аэродрома на аэродром, ставил командирам задачи. Все задачи необходимо было согласовывать с действующими войсками. Обстановку можно было узнать в штабе западного фронта или штабах армий. Все штабы меняли свои координаты, найти часто было трудно.

Он приземлялся у дороги, спрашивал у продвигающихся по дороге. Где найти штаб. Обычно перед командирами ставил задачу-разведку. Надо было найти противника и бить.

28 июня он был в поисках штаба фронта, решил проверить дорогу от Старого Быхова. Самолет немного не долетел до Могилева, заметили машину. Легковая машина свернула в лес, они покружились над лесом. Рассмотрели палатки и несколько машин в лесу. Сели на ближайшей поляне. Вышли к легковой эмке, спросили водителя: "Кого привез?"-"Сандалова".

Так он отыскал начальника штаба 4-й армии, перед началом войны с ним согласовывал порядок проведения учений. Обнаружил сидевшего на раскладном стуле командующего фронтом Павлова. Сандалов ему докладывал.

Павлов в эти дни весь осунулся, постоянно горбился. Прежнего властного человека в нем не было. Командующий тихо произнес: "Надо отбить Бобруйск". Около командующего толпились офицеры с картами. Все готовились к прибытию из Москвы Ворошилова и Шапошникова. Командующий заметил Науменко, сразу отвел взгляд. Стал подписывать документы не читая. Командующему было не до авиации.

Науменко заспешил к Сандалову. Они расположились недалеко от Бобруйска. Спросил у Сандалова, что требуется от авиации. Он одобрил работу по переправам противника, приказал действовать в этом духе. Попросил прилететь к ним.

Науменко попытался узнать у штабных офицеров месторасположение штаба 13-й армии. Точно никто не знал. Около Старого Быхова на их самолет напали мессеры. Они сели и спрятались в кустах. Треснула с неба очередь, взрыв разметал полотняные крылья. Пришлось добираться до КП на своих. Поставил своим задачу на завтра. Завтра армия будет возвращать Бобруйск, 13-я армия дерется в Минске.

-3

ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:

ПОЖАРЫ НА ВОЙНЕ МОЖНО УВИДЕТЬ ЧАСТО, НО ТАКОГО НЕ ВИДЕЛИ НИКОГДА
ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО, ВОЗВРАЩАЕМСЯ
ПРЕДСТАВИЛ ЕГО ВИРТУОЗНЫЙ МАНЕВР
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
-4