Найти тему
MAD TOSBY

«Тре­тий день» с Джу­дом Лоу: тёмные берега

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Но­вый се­ри­ал «Тре­тий день» с Джу­дом Лоу в глав­ной ро­ли не толь­ко рас­ска­жет о бри­тан­ских сек­тах, но и на­учит сни­мать с квад­ро­коп­те­ра. До­каза­тель­ства то­му уже мож­но уви­деть на Аме­ди­ате­ке. Ана­лизи­ру­ет про­ект Ан­тон Чек­лу­ев

Пред­при­нима­тель сред­них лет Сэм (Джуд Лоу) зас­тре­ва­ет на бо­лотис­той мес­тнос­ти. Где-то в не­обоз­ри­мой ци­вили­зации он пе­режи­ва­ет круп­ную проб­ле­му, свя­зан­ную с на­лич­ны­ми день­га­ми, но ока­зыва­ет­ся бес­силь­ным ис­пра­вить си­ту­ацию. Не­ожи­дан­но Сэм ста­новит­ся сви­дете­лем по­пыт­ки са­мо­убий­ства де­воч­ки-под­рос­тка и ре­ша­ет от­вести её до­мой. Ока­зыва­ет­ся, де­воч­ка жи­вет на та­инс­твен­ном по­лу­ос­тро­ве, от­де­лён­ном от боль­шой зем­ли дам­бой. Каж­дый ве­чер уро­вень во­ды под­ни­ма­ет­ся нас­толь­ко, что за­тап­ли­ва­ет пе­реше­ек, по­лу­ос­тров ста­новит­ся ос­тро­вом, и по­кинуть его воз­можно толь­ко на сле­ду­ющее ут­ро. Сэм зна­комит­ся с мес­тны­ми жи­теля­ми — ни­чем не при­меча­тель­ны­ми людь­ми ан­гло-сак­сон­ской куль­ту­ры, на­селя­ющи­ми графс­тва от Эс­секса до Со­мер­се­та — лю­бите­лями па­бов. Па­рал­лель­но на ос­тро­ве про­ходит ещё и не­кий фес­ти­валь, ку­да при­ез­жа­ют лю­бите­ли кель­тской куль­ту­ры.

Соз­да­телей се­ри­ала «Тре­тий день» (2020) мож­но пох­ва­лить за по­пыт­ку най­ти свой под­ход к за­вяз­ке, ко­торая идет по три­ви­аль­ной про­торен­ной тро­пе. Как толь­ко ге­рой ока­зыва­ет­ся в го­роде, он по­луча­ет пор­цию штам­пов, пред­ва­ря­ющих боль­шинс­тво филь­мов о сек­тах: «За­чем ты сю­да при­ехал?» и «Те­бе здесь не ра­ды». Сра­зу мож­но до­гадать­ся, что на ос­тро­ве бро­дит не­кий культ, ко­торый не тер­пит нез­на­ком­цев. В «Сол­нцес­то­янии» (2019) Ари Ас­тер ре­шил этот воп­рос с по­мощью ак­цента на от­но­шени­ях ге­ро­ев и край­не дру­желюб­но­го кон­тинген­та швед­ской де­ревуш­ки. В «Треть­ем дне» про­ис­хо­дит сме­щение ак­центов на ви­дение и пси­холо­гичес­кое сос­то­яние ге­роя: он пог­ру­жа­ет­ся в стран­ные прос­транс­тва, ко­торые на­поми­на­ют о древ­ности мес­та. Ав­то­ры пы­та­ют­ся пе­редать спектр чувств ге­роя, со­еди­нить зри­теля с ок­куль­тной под­но­гот­ной ос­тро­ва, а для это­го ак­тивно ис­поль­зу­ют­ся об­щие пла­ны и съ­ём­ки с квад­ро­коп­те­ра, ко­торые по­ража­ют сво­ей жи­вопис­ностью. То ге­рой ви­дит бес­край­ний бе­рег, то зри­тель ви­дит ге­роя с боль­шой вы­соты сре­ди зе­лёных лу­гов. При­рода сно­ва шеп­чет о нич­тожнос­ти че­лове­ка по ка­нонам де­душ­ки Лав­краф­та.

Ин­те­рес­но, что пос­тро­ение ис­то­рии — ис­клю­читель­но вок­руг пер­со­нажа Джу­да Лоу. Зак­ры­тый сас­пенс ком­пенси­ру­ет кли­ше в на­чале: мы сле­ду­ем толь­ко за ге­ро­ем. Ис­то­рия рас­ска­зыва­ет­ся от пер­во­го ли­ца, ка­мера идёт за Сэ­мом и зас­тавля­ет зри­теля ис­сле­довать мир вмес­те с ним. Иног­да ис­сле­дова­ние де­ла­ет па­узу с по­мощью пор­тре­та, да­вая нас­ла­дить­ся са­мим Джу­дом Лоу. При этом ге­рой, нес­мотря на ис­кусс­твен­ность не­кото­рых ди­ало­гов, от­лично впи­сан в сво­его пер­со­нажа, иде­аль­но под­хо­дит ему по воз­расту и ха­рак­те­ру — это не­довер­чи­вый и ос­то­рож­ный ан­гли­чанин сред­них лет, не склон­ный к рос­ко­ши, пред­по­чита­ющий ав­то­мобиль как иде­аль­ное тран­спортное средс­тво и удоб­ную одеж­ду. Джуд Лоу без воп­ро­сов ста­ре­ет кра­сиво — сред­ний воз­раст ему всё боль­ше и боль­ше к ли­цу. Иног­да пер­со­нажу при­ходит­ся от­сту­пать от пог­ру­жений в древ­нюю энер­гию и об­щать­ся с людь­ми, ко­торые про­яв­ля­ют­ся из об­ста­нов­ки, ка­жущей­ся пу­га­ющей имен­но сво­ей обыч­ностью. Со­еди­нение обыч­но­го в ус­ло­ви­ях, ког­да всё го­ворит об об­ратном, — важ­ный эле­мент се­ри­ала. Стран­ные нез­на­ком­цы — до­нель­зя обы­вате­ли, пусть сре­ди них и есть те, кто за­щища­ет док­тор­ские. И, ко­неч­но, тут есть по-преж­не­му ха­риз­ма­тич­ная Эми­ли У­от­сон, по­хоже, ушед­шая в се­ри­алы, так как это её пер­вая роль пос­ле на­шумев­ше­го «Чер­но­быля» (2019).

За­гад­ка «Треть­его дня» — в по­пыт­ке увес­ти зри­теля в деб­ри не­из­вес­тно­го вмес­те с ге­ро­ем. Ак­центы не сме­ща­ют­ся с Джу­да Лоу, зри­тель дол­жен ре­зони­ровать толь­ко с ним и толь­ко вмес­те с ним пос­те­пен­но от­кры­вать но­вых пер­со­нажей. Эк­ран пес­трит зе­лёным цве­том — важ­ным для кель­тской куль­ту­ры, и эта ат­мосфе­ра на­пол­ня­ет его и про­буж­да­ет лю­бопытс­тво. В ос­таль­ном же сю­жет на­поми­на­ет клас­си­чес­кую ис­то­рию о та­инс­твен­ных жи­телях, на­чатую Лав­краф­том в по­вес­ти «Тень над Инн­сму­том» про че­лове­корыб. Толь­ко здесь лю­ди блёк­лы, что, на­вер­ное, ещё страш­нее в ми­ре, где так мно­го зе­лени.

«Тре­тий день» (2020): он­лайн с 14 сен­тября.