Найти тему
LongReading

Стивен Дедал, не в том месте, не в то время.

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

— Мне все равно… — сказала Алиса.

— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

Л. Кэрролл

Стивен Дедал, не в том месте, не в то время.

В продолжение разговора про вселенную Джойса и его роман Улисс, можно взглянуть на второго персонажа, а именно на Стивена Дедала. Стивен образованный молодой человек, из обыкновенной ирландской многодетной семьи. Его мать умерла у него на глазах от рака, что, несомненно, стало одной из глубинных душевных травм юноши, мучающей его.

Всем своим образом герой не вписывается в грубую, угловатую, циничную, а иногда и просто жестокую жизнь Дублина. Примечательно то, что с ним читатель знакомится в самом начале книги. И с первых сцен взаимоотношения между ним и его приятелем Быком Маллиганом (практически полным антиподом), начинает складываться образ не только самого Стивена, а так же отношений к социальной среде и отношений самой среды к персонажу.

Его путь по Дублину неисповедим. Он находится в своеобразном поиске. Но поиске чего или кого? После кончины матери мы узнаем, что семья Дедалов разваливается. Сам Стивен не живет дома, в день, который описывается в романе, он вообще остается без крыши над головой, не имея никаких планов на завтра. Он излучает одновременную легкость избавления от сожительства с приятелями и неопределенность дальнейших действий. Остановки на его пути разнообразны, но ни в одной из них он не находит понимания.

Дорога приводит его на встречу с Блумом, притом несколько раз. Позже Леопольд, проследив за изрядно выпившим Стивеном, находит его в публичном доме. Только после спасения молодого человека от свалившихся на его нетрезвую голову проблем в виде хозяйки заведения и драки с солдатами на улице, между ним и Блумом завязываются отношения, напоминающие отношения между отцом и сыном, ну или хотя-бы между старшим и опытным товарищем и юношей. Как раз на этих отношениях и останавливается поисковая экспедиция Стивена, это то, чего, как мне кажется, ему не хватает, образ родительской фигуры, фигуры-отца. Но и Блум видит в нем образ сына, того которого он потерял.

На этом, пожалуй, стоит закончить свои скромные умозаключения о героях этого произведения. Я уверен, что у всех читателей сложится свое уникальное впечатление от старого Дублина и неповторимое отношение к каждому встреченному персонажу.