Найти тему
Канал карикатур

Девушки 1920х - это старушки 1960х. Сравниваем наших дам по карикатурам "Крокодила"

Привет, друзья! Привет, постоянные подписчики и активные комментаторы, добро пожаловать, новые подписчики! А вы, тролли, надеюсь сегодня будете посдержаннее, ибо есть повод. И вот в чем дело.

Я сегодня подумала вот что: молодые девушки двадцатых это почтенные дамы шестидесятых. Мне стало интересно, как их изображали, и я решила показать сегодня хрупких нимф двадцатых, а затем матрон 1960. Ведь впервой подборке им около двадцати, а значит в шестидесятые было на сорок лет больше.

Но меня ожидали трудности, о которых я и не подумала. Дело в том, что женских образов в "Крокодиле" советских лет гораздо меньше, чем мужских. Связано это с тем, что основной целью журнала была критика трудовых достижений граждан, а это как ты ни крути, чаще мужчины. Но раньше, когда я листала подшивки, я совершенно этого не замечала - женские образы очень яркие, хорошо запоминаются, и создают впечатление, что их столько же, сколько и мужчин. Но когда я стала искать их, оказалось. что это непросто. Как бы то ни было, смотрим!

Художник К. Ротов, рисунок из журнала "Крокодил" №6 1929
Художник К. Ротов, рисунок из журнала "Крокодил" №6 1929

Это не карикатура - в двадцатые в журнале попадались и просто красивые картинки. Вот и одна из них. Это агитация здорового образа жизни, призыв к активному спорту. Девушка изящна, одета по моде тех лет.

Художник Д. Мельников, рисунок из журнала "Крокодил" №26, 1928
Художник Д. Мельников, рисунок из журнала "Крокодил" №26, 1928

А вот это карикатура. Поскольку наша цель - девушки, я вырезала фрагмент из большого рисунка. Здесь молодые люди в Доме отдыха, ждут, когда все заснут, чтобы можно было начать музицировать. Девушки, видимо, фабричные.

Художник Ю. Ганф рисунок из журнала "Крокодил" №16  1927е
Художник Ю. Ганф рисунок из журнала "Крокодил" №16 1927е

Эта карикатура на кляузника хорошо тем, что тут мы видим как фабричную молодежь, так и городскую богему. Но нас интересует не содержание, а фасончики и образы. А кому интересно, то вот тут эта карикатура представлена в деталях.

Ну а мы переносимся в шестидесятые. Итак, наши героини стали старше, прожили жизнь.

Художник В. Горяев, журнал "Крокодил" №12, 1949
Художник В. Горяев, журнал "Крокодил" №12, 1949

Это рисунок чуть более ранний, 1949 года. Сколько лет было Настасье Акимовне в двадцатые? Предположим, на рисунке ей 50? Да, она была чуть старше тех девушек, и скорее всего, уже начала свой трудовой путь.

"Как доложить о вас, бабушка? - А доложи так, милая: член правления колхоза-миллионера "Светлый путь", звеньевая полеводческой бригады, депутат районного совета, трижды орденоносец Насасья Акимовна Петровна".

А дальше у нас вредные старушки. Впрочем, едва ли этих бойких хулиганок уместно назвать старушками. Но им явно хорошо за пятьдесят. Эти явно из мечт кляузника с карикатуры выше.

Художник С. Кузьмин, рисунок из журнала "Крокодил"  №18, 1960
Художник С. Кузьмин, рисунок из журнала "Крокодил" №18, 1960

А вот еще такая дама. Я, кстати, не сразу разобрала, что именно тут изображено. Приглядитесь. называется "На курорте, как дома".

Художник А. Цветков, журнал "Крокодил" №21 1960
Художник А. Цветков, журнал "Крокодил" №21 1960

А вот и "недобитая" дворянка. Мы уже видели много сюжетов, где старушки тащат советских внуков в церковь. Здесь под иронией над духовенство просматривается очень интересное наблюдение: для детей, воспитанных в атеизме, церковь была чем-то совершенно неизведанным, необычным. Объяснять не было принято, это могло быть опасным.А вопросы вызывало. Вот и девочка спрашивает о ящике для сборов, думает, что это такие билетики на вход:

Художник Е. Гуров, журнал "Крокодил" №14, 1960
Художник Е. Гуров, журнал "Крокодил" №14, 1960

Вот так вот. Мне понравилось, можно еще сделать такую, но, скажем, тридцатые-семидесятые. Что скажите?