Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо успешно училось в школе и при этом не испытывало трудности при обучении письму. Но если у ребёнка нарушен или не очень развит фонематический слух, это мешает овладением процессами чтения и письма. С хорошо развитым фонематическим восприятием ребёнок не испытывает трудности в правильном произнесении звуков, не испытывает трудности в овладении звуковым составом слова. Он умеет анализировать каждый звук в слове, отличить его от других звуков. Вот почему хорошо развитый фонематический слух так важен в процессе школьного обучения. Умение дифференцировать гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые и мягкие звуки, определять количество звуков в слове – сложный процесс. Трудности могут быть разной степени: ребёнок может смешивать звуки близкие по артикуляции, по звучанию. Некоторые дети не могут определить количество и последовательность звуков в слове. Я уже писала, что родители могут помочь своему ребёнку в овладении звуковым анализом. Так для развития фонематического восприятия у детей дошкольников, да и у младших школьников хорошо использовать дидактические игры.
« Угадай звук»
Артикулировать звук беззвучно, а ребёнок должен догадаться какой звук вы хотели произнести. Хорошо начинать с гласных звуков.
« Назови имя»
Подобрать имя на заданный звук. Звук «А» - Ася, Аня, Алик, Алина, Алёша, Алиса; звук «С» - Слава, Соня, Софья, Сима, Семён. Эту игру хорошо проводить с мячом, перекидывая мяч, когда называешь имя.
«Назови первый звук»
Кот – «к», ток – «т», мак – «м», дом – «д», бак – «б», сон – «с», нос – «н», кол – «к».
«Последний звук»
Ком – «м», дом – «м», сок – «к», лук – «к», лён – «н», писк – «к», сук – «к».
« Пропой гласную»
Узнавание выделенного гласного звука в начале слова.
О – О – О – Оля - О, У – У – У – Улица - У, А – А – А – Аня – А.
«Красный – синий»
Назвать звук, а ребёнок должен поднять соответствующую фишку. Согласный – синюю фишку, гласный – красную. « М» - синяя фишка, «О» - красная. Если нет под рукой соответствующих фишек, то просто произнести «М» -согласный, «О» - гласный.
Игра «Рыбак»
Для игры необходимы металлические скрепки, удочка и рыбки (их можно приобрести в магазине «Игрушки»). Прикрепить скрепками к рыбкам предметные картинки ( мак, рак, дом, шар). Поочерёдно удочкой вылавливать рыбок, а к прикреплённым к ним предметным картинкам называть первый звук, последний звук, количество звуков в слове. Этот набор хорошо использовать при знакомстве с буквами. Выловить рыбку с прикреплённой к ней буквой, назвать букву.
Игра «Телеграф»
Отхлопать или отстучать слово по наличию в нём слогов. Машина – отхлопать три раза, песок – отхлопать два раза.
Игра «будь внимательным»
Называются слова, когда услышишь слово на заданный звук, хлопнешь в ладоши. Звук «д» - дыня, бусы, дорога, муха, два, карта, дрова, удача.
Для проведения игр не обязательно отводить определённое время. Можно создавать игровую ситуацию по дороге домой из детского сада или из школы, сидя в машине по дороге на дачу, или на кухне во время приготовления обеда. Важно вовлечь ребёнка в игру и создать такую игровую ситуацию, что бы ему было интересно.
Подписывайтесь на мой канал, что бы не пропустить интересное....