Кипрское вето против европейских санкций в отношении Беларуси является напоминанием о том, что ЕС должен отказаться от единодушия во внешней политике.
Посмотрите на могущественный Европейский Союз, уступающий только США в экономическом весе. Но также посмотрите, какой это пескарь в мировой дипломатии. Стоит ли удивляться, что твердолобые автократы и националисты всего мира, практикующие реальную политику, не воспринимают ЕС всерьез, если только речь не идет о торговле?
Громче всех сейчас смеются президенты Турции и Белоруссии. Соседи ЕС, каждый из которых был причиной неприятностей. На этой неделе Европа должна была ввести санкции против одного из них, Белорусского Александра Лукашенко, за его вопиющую манипуляцию выборами в стране в августе и последующее подавление протестующих. Вместо этого Брюссель ничего не предпринял. Если это кажется вам загадочным, спросите третье по численности населения государство-член Блока: Кипр.
Островное государство наложило вето на санкции, как это может сделать любое государство-член, поскольку ЕС по-прежнему требует единогласия при принятии всех внешнеполитических решений. Это было одним из факторов, среди многих, которые нейтрализовали европейскую внешнюю политику на протяжении многих лет. Китай, например, часто был в состоянии “купить” одну или несколько небольших стран с щедрыми инвестиционными обещаниями в обмен на их вето против осуждений ЕС в отношении прав человека.
Но зачем Кипру блокировать санкции против Лукашенко? Разве правительство Никосии не возмущено жестоким подавлением диктатором мирных демонстрантов, большинство из которых-женщины? Конечно, это так. Но, как это часто бывает в делах ЕС, Кипр гораздо больше заботит другой конфликт: растущая напряженность с Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Этнически греческое население Кипра всегда имело проблемы с Турцией, которая вторглась на остров в 1974 году и в конечном итоге помогла создать конкурирующую Турецкую Республику на севере территории, признанную только Анкарой. Открытия газа в Восточном Средиземноморье сделали эту вражду еще более опасной, потому что все соседние державы теперь борются за морские границы и права на бурение (см. карту).
Спорные Воды
Конкурирующие претензии в отношении Восточного Средиземноморья
В прошлом месяце, с характерным отсутствием тонкости, Эрдоган направил разведывательное судно в сопровождении военных кораблей в спорные воды. Это вызвало возмущение со стороны Греции, Кипра и других стран. Франция даже послала свой собственный военный корабль и два истребителя в качестве недвусмысленного жеста.
Но Германия, которая поочередно председательствует в ЕС, и ряд других государств-членов не хотят спешить с введением дополнительных санкций против правительства Эрдогана. Вместо этого они хотят дать шанс переговорам. Это потому, что ЕС и Турция должны говорить о множестве конфликтов одновременно. Эти переговоры включают в себя обращение с беженцами, которое Эрдоган счастливо использует как геополитические пешки. Турция будет главной темой на следующем саммите ЕС.
Кипр опасается, что Германия и ЕС не готовы быть достаточно жесткими по отношению к Эрдогану. Таким образом, Никосия захватила свой единственный рычаг власти и держит белорусские санкции в заложниках до тех пор, пока ЕС также не расширит свои меры против Турции.
Вполне понятно, что разные государства-члены будут иметь разные внешнеполитические интересы, часто основанные на их географии, истории и даже (как на Кипре) национальной идентичности. Но это также было верно и в торговой политике, где интересы, скажем, французских фермеров и немецких автопроизводителей даже отдаленно не совпадают. Тем не менее, в конечном счете возобладал консенсус, что Европа сильнее, если она ведет переговоры как единый торговый блок, даже если это означает, что не все национальные интересы получают равный приоритет.
Таким образом, подобный консенсус должен быть возможен и в отношении внешней политики. В конце концов, точно так же, как Кипр может “выиграть” один раунд на этой неделе, Польша или Литва могут отплатить тем же в следующий раз, заблокировав санкции против Турции, если Кипр не вмешается в ситуацию с Беларусью. Франция и Италия могут наложить вето на интересы друг друга во имя Ливии, где они были на противоположных сторонах гражданской войны. И различные страны могут захотеть заблокировать любую инициативу до тех пор, пока немецкое правительство окончательно убивает спорный трубопровод между Россией и Германией. Пока кто-то может блокировать всех, все проигрывают.
Это безумие должно прекратиться. Это решение, как заявила на прошлой неделе председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в своем “государстве Союза”, называется квалифицированным большинством голосов. 27 членов ЕС ввели бы санкции или сделали бы заявления о правах человека, если бы 55% государств-членов, представляющих по меньшей мере 65% населения ЕС, высказались за это.
Голосование большинством голосов не всегда устраивало бы каждое государство-член. Но это единственный способ дать ЕС хоть какой-то шанс когда-либо говорить единым голосом в международных делах. И в геополитически напряженном мире Европа вообще нуждается в таком голосе, чтобы быть услышанной, как она наконец осознает в своих отношениях с Китаем. Отказ от требования единогласия в европейской внешней политике-это идея, время которой пришло