Найти тему
DC LEGAL

Верховный Суд РФ разрешил оскорблять губернаторов: так ли это?

фото автора Zinoinc c сайта https://vk.com/zino_inc
фото автора Zinoinc c сайта https://vk.com/zino_inc

29 марта 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 18.03.2019 № 28-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», более известный в сети «Интернет» как «Закон о неуважении к власти».

Одной из норм данного федерального закона является установление ответственности (ч. 3 статьи 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее – «КоАП РФ») в виде административного штрафа от 30 до 100 тысяч рублей за следующие действия: распространение в сети «Интернет» «информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации».

Те же действия, совершенные гражданином второй и третий раз, увеличат для него максимально возможное наказание до 200 и 300 тысяч рублей соответственно. Также при повторных правонарушениях гражданин может отправиться под административный арест до 15 суток (ч. 4-5 статьи 23.1 КоАП РФ).

Несмотря на всю сложность формулировки и закрученность текста, смысл данной нормы можно выразить достаточно просто: за оскорбление в сети «Интернет» органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (помимо прочего), можно «попасть» на крупную сумму, а при рецидиве еще и отправиться под арест более чем на 2 недели. Посыл законодателя, очевидно, следующий: прежде чем публично критиковать органы государственной власти, осуществляющие власть в Российской Федерации, более чем внимательно выбирайте слова. А лучше вообще не критикуйте, поскольку, как сами понимаете, оценивать ваши высказывания на «оскорбительность», «неприличность», «неуважительность» будут, по сути, представители той же власти.

В такой привилегированной группе, к которой надо проявлять исключительное уважение в своих высказываниях, оказались только органы власти федерального уровня. Это вызвано тем, что согласно ч. 1 статьи 11 Конституции России «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

Губернаторы, министры региональных правительств, депутаты региональных представительных органов являются органами, осуществляющими государственную власть в субъектах Российской Федерации (ч. 2 статьи 11 Конституции России). Поэтому чиновники регионального уровня не подпадают под защиту Закона о неуважении к власти.

Однако, то ли в силу незнания Конституции России и правового статуса органов государственной власти субъектов РФ, то ли в силу умышленного стремления региональных чиновников встать «заодно» с Президентом России, депутатами Госдумы и сенаторами Совета Федерации, федеральными премьер-министрами и министрами под защиту обсуждаемого Закона он стал применяться с «перегибами на местах». Например, на местах предпринимались попытки неправомерного привлечения к ответственности граждан за оскорбления губернаторов. Один из таких случаев дошел до Верховного Суда РФ.

Гражданка РФ Светлана Бакшеева оставила ряд комментариев под видео, размещенном в социальной сети «ВКонтакте», с участием губернатора Архангельской области Игоря Орлова. Светлана Бакшеева довольно остро отреагировала на слова губернатора, который в ходе обсуждения размещения мусорного полигона в Шиесе назвал некоторых своих критиков «шелупонью». Гражданка в ответ назвала губернатора в комментариях «мухой навозной» и «гнидой лысой».

Полиция составила протокол на Бакшееву и Котласский городской суд Архангельской области оштрафовал ее на 30 тысяч рублей.

Но дело дошло до Верховного Суда РФ, который отменил постановление о назначении штрафа и прекратил производство по делу.

Верховный Суд РФ признал недопустимым расширительное толкование ч. 3 статьи 20.1 КоАП РФ, указав, что под действие данной нормы не подпадают главы регионов, а также иные органы и должностные лица, осуществляющие государственную власть в субъектах России.

Данное решение Верховного Суда РФ стоит, конечно, поприветствовать. Данная позиция, высказанная на самом высоком уровне, должна сделать в дальнейшем невозможным возбуждение дел и назначение штрафов по ч. 3 статьи 23.1 КоАП РФ за проявление «явного неуважения» к региональным чиновникам.

Возникает вопрос: что же, теперь можно безнаказанно оскорблять губернаторов? В некоторых средствах массовых информации стали появляться заголовки о том, что Верховный Суд РФ чуть ли не разрешил гражданам оскорблять губернаторов.

В действительности это, конечно же, не так. Остается действующей норма ч. 1 статьи 5.61 КоАП РФ: она устанавливает ответственность за обычное оскорбление, то есть за унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. При этом под ее защитой находятся все иные лица, не подпадающие под защиту нормы ч. 3 статьи 20.1 КоАП РФ, то есть и обычные граждане, и региональные чиновники. За оскорбление другого лица гражданин, согласно норме ч. 1 статьи 5.61 КоАП РФ, может получить штраф от 1 до 3 тысяч рублей.

Поэтому оскорбленные губернаторы не лишены возможности воздействовать на граждан с помощью этой нормы. Однако размеры штрафа по данному составу уже не выглядят столь угрожающими. Да и степень опасности для общества и государства при переквалификации деяния с состава по статье 20.1 КоАП РФ на статью 5.61 КоАП РФ существенно понижается: оскорбление губернатора из действия, посягающего чуть ли не на все общество, государство и государственные символы, превращается в обычное частное нарушение…Поэтому привлечение граждан за оскорбление губернаторов по ч. 1 статьи 5.61 КоАП РФ уже не выглядит столь привлекательным - и с точки зрения пополнения бюджета, и с точки зрения пресечения «антигосударственных» действий.

Кроме того, стоит помнить, что оскорбленный губернатор не лишен возможности обратиться в частном порядке с иском о компенсации морального вреда за попранную честь и достоинство. В этом случае размер компенсации морального вреда будет определять сам суд с учетом того, какие нравственные страдания испытала пострадавшая сторона (статья 151 ГК РФ). Будет ли местный суд придерживаться независимости и беспристрастности при рассмотрении такого дела, если истцом будет выступать местный глава региона, вопрос риторический.

Наконец, не стоит забывать и про уголовный состав статьи 391 УК РФ. За публичное оскорбление (то есть в сети «Интернет» или прилюдно) представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением гражданину может грозить достаточно большой перечень наказаний: штраф в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года.

Представителем власти для данной нормы уголовного права признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Неотъемлемый признак преступления по статье 391 УК РФ является то, что оскорбление происходит при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

Да, губернатор не является сотрудником правоохранительного или контрольного органа. Но в законодательстве нет четкого определения о том, какие полномочия являются распорядительными. На наш взгляд, говорить о распорядительных полномочиях губернатора в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости, можно только тогда, когда он может предписывать либо приказывать конкретному гражданину что-либо сделать, от чего-либо воздержаться. О таких полномочиях губернаторов нам неизвестно.

Однако, дополнительную путаницу вносит Верховный Суд РФ, который разъяснил, что к организационно-распорядительным функциям относятся «полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия». Дал он это разъяснение применительно к другим составам, но нельзя исключать, что это разъяснение может быть применено к статье 319 УК РФ.

Конечно, данное разъяснение Верховного Суда РФ следовало бы толковать в том плане, что имеются в виду решения, принимаемые на основании норм права, влекущие правовые последствия для конкретных лиц, то есть так называемые «акты применения права» или «индивидуально-правовые акты».

Например, если своим распоряжением губернатор предоставляет организации земельный участок для строительства или выделяет денежные средства в виде субсидий определённым лицам можно говорить о реализации губернатором распорядительных полномочий в контексте разъяснений Верховного Суда РФ.

Но беда в том, что разъяснение Верховного Суда не исключает ситуацию, что даже принятие губернатором нормативных правовых актов, влекущих юридические последствия для неопределённого круга лиц, также может быть признано реализацией им распорядительных полномочий. В качестве примера такой ситуации можно назвать введение губернаторами новых ограничительных мер в связи с эпидемией.

Поэтому при критике действий (решений) губернатора, которые он совершил при исполнении своих полномочий и которые влекут юридические последствия для конкретных граждан (организаций), не находящихся в служебной зависимости от него, или для неопределенного круга лица, следует особенно осторожно выбирать слова.

Все данные рассуждения аналогично применимы и к другим региональным чиновникам и политикам: вице-губернатором, председателям региональных правительств, региональным депутатам и т.п.

На практике известен, как минимум, один случай приговора за оскорбление губернатора: за оскорбление губернатора Кемеровской области Аман Тулеева гражданин Дмитрий Шипилов получил 11 месяцев исправительных работ.

Массового распространение практика привлечения граждан за оскорбление губернаторов по статье 319 УК РФ пока не получила. Тем не менее она остается важным резервным способом потенциального давления власти всех уровней на своих критиков.

Таким образом, у губернаторов и иных региональных чиновников, желающих оградить себя от критики, остается достаточно большой набор инструментариев: возбуждение административных дел, иски о компенсации морального вреда, возбуждение уголовных дел. Поэтому не стоит вестись на громкие публикации в СМИ о том, что в Верховном Суде разрешили оскорблять губернаторов.

Данная публикация не имеет цели призвать вас воздерживаться от критики власти, просто мы обращаем ваше внимание, что даже региональная власть имеет множество «правовых» рычагов для давления за публичную критику. Мы не оцениваем данную ситуацию положительно, но считаем необходимым дать полное представление о действующем законодательстве по этому вопросу.

Источники:

1. https://www.gazeta.ru/politics/2012/04/03_kz_4121833.shtml?updated;

2. https://zona.media/news/2019/06/26/kotlas-2;

3.https://meduza.io/news/2020/08/28/verhovnyy-sud-otmenil-shtraf-zhitelnitse-arhangelskoy-oblasti-nazvavshey-gubernatora-muhoy-navoznoy-i-gnidoy-lysoy;

4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 г. Москва «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»;

5. Постановление Верховного Суда РФ от 13.08.2020 № 1-АД20-1

_______________________

Черников Даниил, DC LEGAL