Эмиль Золя в 1867 г. пишет эссе, посвящённое творчеству скандального художника современности, Эдуарда Мане.
Французский писатель не может дать чёткую оценку работам молодого импрессиониста, так как на момент написания статьи живописец не является полноценно раскрытым со всех сторон художником.
Его творческий путь не был завершён, возможность раскрыться с новых сторон сохранялась.
Эмиль Золя описывает Эдуарда Мане как юного художника, "наивно" доверившегося своим глазам и наблюдениям. Он начал писать, не считаясь с незыблемыми школьными правилами, канонами живописи.
Работы выходили насыщенные, сочные, сильные. Но всё же они оскорбляли взоры нежных зрителей, привыкших к строгому академизму.
Зрители не были готовы к свежему взгляду из другого угла. Ощущая дискомфорт перед новым, непривычным, люди не могли понять, что же задевает их чувства.
Защитная психологическая реакция привела к тому, что на смелого художника прикрепили маску шута, клоуна. Возмущённое общество было абсолютно уверенно, что он показывает им язык, смеётся над ними.
Острая реакция обиженных людей создаёт ощущение бедлама.
Просто "окружили художника и орут на него".
По мнению публициста художественным критикам следовало остановить хаос и защитить новое дыхание в сфере искусства, однако они поощряли атаку.
Своей статьёй Эмиль Золя стремился обеспечить Мане и других представителей современного искусства латами в бойне, чтобы они не боялись выйти на арену с инквизиторами современности.
Эдуард Мане - оригинальный художник, но по тому, как его приняли, можно сделать вывод о подлинных художниках.
Статья - констатация состояния, протокол, составленный на основе прискорбный фактов, которые показывают, во что превратились художественные вкусы толпы в итоге 200 лет.