Каждый хоть однажды сталкивался с покупкой некачественного товара или оказанных услуг.
Нередко, нам отказывают в обмене или возврате товара, а мы даже не думаем предпринимать никаких шагов.
Да, потому что это экономит время и нервы.
Закон призван защищать права потребителя. Но так ли уж просто этого добиться?
Вот мои истории.
Несколько лет назад я купила недорогой телефон. Он проработал нормально чуть больше двух недель, а потом с ним начались проблемы. В салоне в обмене и возврате мне было отказано, т.к. прошло больше 15 дней, положенных на возврат или обмен товара, и вообще телефон относится к технически сложным изделиям, предложили отдать им в сервисный центр.
Что делать?
Претензия? Да, конечно.
Сдача телефона сервисный центр (где неисправность не была устранена, только диагностирована). Конечно же, вину за неисправность аппарата сервисный центр возложил на меня. Был предложен платный ремонт.
Что же делать дальше?
Можно провести независимую экспертизу, подать в суд. И, конечно, в ряде случаев это оправдано, это необходимо.
В моем случае цена телефона была практически в два раза ниже стоимости этой независимой экспертизы.
Принимая во внимание время и средства, которые будут потрачены на экспертизу, а потом на суд, пришлось отказаться от отстаивая своих потребительских прав.
Правильно ли это?..
Телефон был убран подальше, т.к. ремонт его был тоже довольно недешев.
Мы, покупатели, потребители услуг, часто чувствуем себя незащищёнными, даже если закон на нашей стороне.
История вторая.
Тоже телефонная.
Странным образом с моего телефона стали списываться денежные средства. Я не контролировала расходы на связь, пользовалась автоплатежом, и в силу очень большой занятости в тот период, просто запустила ситуацию. Сумма списаний позже меня просто поразила.
Стала разбираться. Оказалось, мне были подключены некие доп.услуги (контент), хотя никаких уведомлений и даже предложений не поступало на этот счет.
Поскольку сумма была существенной, решила обратиться с претензией к оператору связи.
И вот тут случилось неожиданное. То ли претензия была убедительной, то ли просто повезло, но вся списанная ранее сумма вернулась мне на телефон через нескольких дней...
История третья.
Выбираю в супермаркете небольшой подарочек подруге. Со скидкой по ценнику.
Но на кассе пробивается сумма до скидки, т.е. очень существенно выше. Оплачиваю, спорить на кассе не удобно, за мной очередь.
Время позволяет обратиться к администратору. Оставив покупку в камере хранения, возвращаюсь к стеллажу, чтобы сделать фото ценника и товара.
Все, теперь не отвертятся. С чеком иду к стойке. Администратор, выслушав объяснения, приглашает пройти к стеллажу, чтобы проверить ценник. Но не идет, а бежит, летит, почти теряется в толпе покупателей. Догоняю у стеллажа. Этот скидочный ценник она срывает без каких-либо комментариев и предложений.
И все на этом бы закончилось, но есть фото ценника и товара со скидкой, сделанное сразу после оплаты на кассе. Мне обязаны продать его по этой цене, о чем я спокойно и заявляю.
Да, мне вернули деньги, уплаченные сверх скидки...
...А недавно (в другом, правда, супермаркете) по громкой связи было объявлено, что они всегда идут на встречу покупателям, в том числе в случаях ошибочных ценников. Достаточно просто сообщить на кассе об этом и вам продадут товар по цене ценника.
Как же это правильно!
Каждый человек для себя сам решает, может ли он потратить время (а иногда и средства) на защиту своих прав как покупателя или потребителя. Но решение всегда должно быть взвешенным.
Заявляя о нарушении своих прав мы можем создать конфликт, если хотим только этого, и ничего больше не добиться.
А можем не только решить вопрос, но и минимизировать в будущем возможность повтора подобной ситуации для себя и для других.