Мы начинаем цикл статей на тему «Создание и развитие театрального дела в России (конец 17-го-18 век)». Это четвёртая часть статьи. Все остальные статьи цикла вы можете найти на этом канале.
Во время правления Петра I Россия изменилась до неузнаваемости. Вступила в Новое время, приняв кардинальные изменения во всех сферах человеческой жизни, начиная от костюма, заканчивая строительством новой столицы. Изменения, повлиявшие на развитие театра, касались стремления императора к публичности и “жизни по-европейски”: торжественные процессии по случаю встречи и проводов войск, спуска кораблей, публичные свадьбы и похороны, ассамблеи, балы, маскарады и прочее. Исходя из такого нового уклада жизни, скоро должен был появиться и публичный театр.
В 1702 году на Красной площади возводят “комедиальную храмину”, первый платный общедоступный театр в России. Театр был рассчитан на 400 зрителей, в нем была вся необходимая машинерия и убранство. Поскольку просмотр представления теперь являлся платной услугой, зрители оплачивали свое посещение и получали взамен ярлык на толстой бумаге, что считается первым театральным билетом в России.
Целью создания “комедиальной храмины” Петр I считал доступность городским массам. Царь осознал, какую выгоду он может извлечь из публичных представлений: средство агитации и пропаганды, воспитание и взращивание нового русского человека, в отличие от школьного театра, публичный театр должен был сделать упор на доступность понимания.
По указу Петра I в июле 1701 году был отправлен в Польшу Ян Сплавский, которому было велено «приговорить» в русскую службу театральную труппу, которой руководил И. Кунст. Труппа согласилась приехать в Москву лишь со второго раза. После их прибытия оказалось, что представления они могут давать лишь на немецком языке, что не вписывалось в представления Петра об общедоступном театре. Проблему решили следующим образом, Кунсту летом 1702 года отослали в обучение 10 русских юношей из подъячих и купеческих детей с указом, чтобы их учили " со всяким прилежанием и по-спешением, чтоб им те комедии выучить в скорых числах".
Публичный театр Кунста примечателен тем, что на его сцене появилась первая женщина-актриса в России (супруга Иоганна Кунста). Для нужд сопровождения спектаклей выписывали оркестр, приглашали артистов балета. И. Кунст написал такие пьесы для постановок, как «О крепости Грубетона...», различные триумфальные комедии в честь побед государя, пьесы типа «Главные и государственные действа» и небольшие комедии и фарсы.
Несмотря на то, что при Петре театр стал доступен большему количеству народа и имел определенные цели, он не смог сформироваться как отдельный вид искусства. Театральная жизнь в Москве закипала лишь с приездом государя, поэтому мог быть постоянным и действительно доступным для зрителей. Ему не хватало регулярности, из-за чего интерес пропадал, на спектакли ходило малое количество людей.
Контракт с немецкой труппой закончился в 1706 году, все вернулись на родину. К этому времени Кунст уже умер. Тогда обучение русских актеров было поручено его вдове и актеру Бендлеру, с чем те не справились. И с 1704 года во главе театрального дела становиться Отто Фюрст (Фиршт), по специальности золотых дел мастер. С ним у русской труппы были постоянные разногласия, касаемые непонимания Фюрстом национального русского характера, языка и прочее. Все это должно было привести к руководителю из России, к освобождению от иностранной опеки, как просили актеры. Однако, к 1707 году представления вовсе прекратились.
Но на смену закрывшемуся общедоступному театру в столицах стали один за другим возникать театры для различных слоев населения. В 1707 году начались русские спектакли в селе Преображенском у сестры царя Натальи Алексеевны, в 1713 году в селе Измайлове у вдовы Иоанна Алексеевича - Просковьи Федоровны.
В 1720 году Петром была сделана новая попытка пригласить иностранную труппу. В Петербург приезжает странствующая группа Эккенбарга-Манна. Они дают несколько спектаклей и по инициативе Петра разыгрывает со зрителями первоапрельскую шутку. В 1723 году труппа Манна вновь появляется в Петербурге, для которой Петр велит построить новый театр близ Адмиралтейства. Однако, задач, которые Петр ставит перед театром эта труппа тоже не может разрешить. По указанию современников, объявляется первый драматургический конкурс - " Петр пообещал награду комедиантам, если они сочинят трогательную пьесу".
Труппа Манна не оправдывает надежд Петра и покидает Петербург. Таким образом, завершилась вторая попытка Петра утвердить публичный театр в России.
Если статья была полезна/интересна, то, пожалуйста, напишите в комментарии «+», либо поставьте лайк. Спасибо за прочтение!