Найти тему

Первый раз он оказался в одиночестве, когда ему было четыре.

Тем одиночеством была кома, в которую четырехлетний Николай Фешин впал в результате тяжелой болезни. Врачи взяли самоотвод и советовали молиться — помогло. Чудом маленький Фешин встал на ноги.

Второй эпохой одиночества Фешина стал подростковый возраст. В 13 лет он вдруг сделался почти «сиротой казанской». Почему почти? Жил Фешин и правда в Казани, а вот родителей потерял лишь номинально: они развелись и разъехались, оставив сына-подростка без присмотра.

Третий раз, когда Фешин узнал, что такое одиночество, случился после Революции. Формально у него все было хорошо: карьера, международное признание, жена, дочка, свой дом, да и на отношение властей жаловаться не приходилось. Пока. Ждать, когда маятник качнется в другую сторону, Фешин не мог и не хотел. Как и многие люди его времени, он предпочел эмигрировать. Выбор пал на США.

Что же вез в далекие Штаты русский художник Николай Фешин, дитя Казани и ученик Репина?

Палитру, похожую на чистый восторг. Силу и энергию кисти. Особенное чувство пластики, какое бывает у скульпторов, а Фешину, видимо, передалось с генами отца — первоклассного резчика по дереву. Это все уже вывело Фешина в ряды лучших русских живописцев, а в эмиграции сделало его звездой от одного американского побережья до другого.

Уезжая из России, Николай Фешин оставил в Казани множество своих работ — теперь они живут в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана. В Штатах тоже есть фешинский музей, в городе Таос в штате Нью-Мексико. Это дом, который Фешин построил своими руками, чтобы жить там с женой и дочкой. Но брак распался. А дом остался. И теперь это точка на американской карте, неразрывно связанная с русской культурой.