Найти тему
ОкоВозможностей

Чему учат такие похожие, но разные сказки как "Морозко" и "Дочь и падчерица"? На что обратить внимание?

Оглавление

Дети любят слушать сказки, но ведь сказки, кроме того, что их нравится слушать, обучают тому что хорошо и плохо, предлагают определенные модели поведения. "Морозко", "Золушка", "Дочь и падчерица" - сказки, которые похожи по сюжету, но имеют важные отличия. Их следует доосмыслить самим взрослым, а затем прокомментировать детям. Итак, начинаем.

Морозко

Сюжет истории - первоисточника

Правдивая история слишком трагична, чтобы ее полностью приводить в сказке. Расскажем все как было.

Жили мужик и баба, родилась у них дочь. Крестьянская жизнь тяжелая и баба померла - то ли от голода, то ли от перенапряга на тяжелой работе, то ли от инфекционной болезни. Мужику справиться с хозяйством можно, а с малым ребенком тяжело. Поэтому он нашел женщину, у которой такие же по возрасту дети, и женился. А женщина, вместо того чтобы заниматься с дочерью мужчины, стала тиранить падчерицу.

А затем баба требует от мужика увести свою дочь и выкинуть ее на лютый мороз. Мужик увозит дочь, вываливает ее на мороз, где она гибнет.

Мужик отвозит на погибель своего ребенка
Мужик отвозит на погибель своего ребенка

Мужик возвращается, теряет смысл жизни и топит в вине свою ничтожность.

Осознание совершенной ошибки и ее неисправимости
Осознание совершенной ошибки и ее неисправимости

Дофантазировано в сказке

Сказка приукрасила реальную историю, которая вызывает сопереживание невинным жертвам жестокой судьбы, и дарит неоправданную надежду. Умирающей от холода девочке помогает сам же Морозко (оживший источник гибели) за ее безропотность и покорность. Старик, смиренно выполняет указание мачехи привезти хладное тело, а вместо этого привозит дочку укутанную в шубу с богатыми дарами. Возмездие мачехе проводится через внешнее действующее лицо - Морозко.

Кто должен был защитить ребенка - мужик или Морозко?
Кто должен был защитить ребенка - мужик или Морозко?

То есть, реальная трагедия и беспомощность дофантазирована тем, что кто-то внешний придет и поможет.

Комментарий

Положительные герои ничего не сделали для достижения счастья, кроме подневольного труда от рассвета до заката. Мужик стал безвольным подкаблучником настолько, что готов дочь свою погубить. И ведь он вез ее в лес на погибель, потому что девочка ему доверяла. Это подлое и недостойное поведение мужика. Он обязан был показать мачехе кто в доме главный, возможно выгнать мачеху из дому, но защитить жизнь своего ребенка.

Золушка

С похожим сценарием сказка "Золушка". Спасают Золушку от злой судьбы фея и добрый инфантильный принц, готовый променять все свое царство на незнакомку.

Спаситель Золушки от судьбы вечной посудомойки - инфантильный принц
Спаситель Золушки от судьбы вечной посудомойки - инфантильный принц

Отличие от сказки "Морозко" в том, что Золушка жила в доме, тяжело работала, без возможной роскоши, но без риска для жизни. А ее отец - подкаблучник неплохо устроился. То есть, ситуация не настолько критическая.

Ребенку так и стоит прокомментировать: мужик поступил нехорошо, струсил, должен был защищать своего ребенка.

Ответ на вопрос: "Что нужно было делать девочке, попавшей в такую ситуацию?", содержится в другой сказке.

Дочь и падчерица

Начало такое-же как в сказке Морозко.

-5

А далее идет резкое отличие: мужик отвозит дочь в землянку и снабжает необходимым (еда, дрова для отопления и освещения). То есть, он под давлением мачехи отвозит девочку не на погибель, а для выполнения работы, заботится о ней.

-6

Далее - девочка сама себя обслуживает - обладает нужными в жизни навыками: готовить, порядок навести, прясть, и спокойно трудится. Она добрая и умеет общаться, делится с мышкой кашкой.

-7

И именно активные действия девочки в сочетании с ее добротой, стали причиной того, что она выжила в непредсказуемой ситуации и получила награду.

Возмездие в этой сказке - из-за жадности бабы, которая попыталась получить такое-же богатство, из-за алчности и грубости дочки бабы.

-8

То есть сказка "Дочь и падчерица" при схожем с "Морозко" сюжете учит активному отношению к жизни, что можно из любой ситуации найти выход. Тому, что тебе пригодятся в жизни навыки и доброта. При чем акцент в сказке делается именно на грамотном поведении девочки, с которой ребенок себя и ассоциирует.

Вывод

Сказки следует обязательно комментировать ребенку, если в них заложена неудачная модель поведения. А еще лучше - задавать вопросы ребенку по сказке, чтобы ребенок сам научился понимать что хорошо и плохо.

А какие еще сказки учат детей активному поведению в жизни, чтобы добро заслуженно восторжествовало над злом?