Был как-то раз неприятный случай. Очень поздний вечер, ночь уже почти. Звонок в дверь. Я, естественно: "Кто там?" Не помню в точности, что там ответили, понял только, что это кто-то от наших соседей, но не сами соседи, а их знакомые или родственники. Женщина какая-то. И эта женщина, в общем, просит ей открыть — какое-то дело у неё безотлагательное, вопрос жизни и смерти — не меньше.
Я открываю — стоит эта незнакомая женщина. Очень извиняется и спрашивает, можно ли от нас позвонить? Ну, звоните. Мало ли, телефон у неё сел, а дело срочное. Только почему она от самих соседей не звонит? Соседи-то дома. Как-то более логично было бы. Но не вникаю. Пусть себе позвонит и уходит. Стационарный телефон у нас стоял прямо в коридоре, так что она, не проходя в квартиру, тут же набрала номер и стала что-то горячо выяснять.
(Пока она разговаривает, немного поясню. Соседи, от имени которых она явилась — это наши ближайшие соседи по площадке, дверь в дверь. Отношения между нами очень хорошие, в чём-то даже тёплые.)
Совершенно не помню, о чём был разговор по телефону, но вроде бы разговаривала она с дочкой.
Я-то думал, что она поговорит — и на этом всё, до свидания! Но нет. Положив трубку, она решила поведать, что же всё-таки случилось. Мне как-то немножко неинтересно было впитывать лишнюю информацию, но я вежливо выслушал, что она рассказала, понимающе и сочувственно кивая головой.
А произошло там вот что. Оказывается, в этот вечер в квартире наших соседей собралась молодёжь. Мама и бабушка были, кажется, на даче, и молодёжь слегка расслабилась. То-то я весь вечер слышал, как хлопает у них входная дверь. Выходили покурить, и вообще взад-вперёд ходили постоянно. Впрочем, не шумели и мне совершенно не мешали. Громкой музыки тоже не припоминаю.
Ну так вот. В ходе вечеринки у сына хозяев пропал сотовый телефон. А среди гостей была дочь этой вот женщины. И в краже обвинили как раз эту девушку. В смысле, обвинила не полиция, а сын хозяев. Вроде, и другие тоже видели, как она телефон стащила. Но там уже и до полиции было недалеко, как я понял. А позвонить женщина попросилась, конечно же, в связи с этим происшествием — то ли выяснить, дома ли дочка, то ли ещё зачем.
В общем, не была она ни знакомой соседей, ни их родственницей.
Я всё это терпеливо прослушал. Ну да, неприятная ситуация, но мне-то какое дело? А нечего её дочке по ночам шастать по всяким сборищам. Девочке пятнадцать лет? — сидела бы дома и уроки учила, вместо того чтобы куролесить. Знают, что на таких вечеринках обязательно что-то происходит — или что-то украдут, или кого-то девственности лишат, — и всё равно лезут туда. Я уже не говорю, что сын соседей имел не совсем гладкую репутацию (впоследствии он, впрочем, остепенился), и гости тоже были по его уровню. Соска малолетняя. Даже если не ты украла, поделом тебе, а я спать спокойно пойду.
Примерно так я думал, когда женщина заканчивала свой эмоциональный рассказ. Я наивно полагал, что сейчас-то уж точно всё закончится. Она выговорилась, поделилась своим горем и сейчас уйдёт. Знал бы я, что всё только начинается! Просьба позвонить была только первым и очень безобидным неудобством. Подробный рассказ женщины уже слегка напряг меня, но это тоже было очень терпимо. Но впереди было ещё кое-что третье, и это было уже серьёзно.
Вот не надо было мне выказывать ей сочувствие, долго и внимательно выслушивать. Этим самым я завяз, дал себя втянуть в ненужную мне ситуацию. Моментально почувствовав, что я могу быть ей полезным в решении проблемы с дочерью, она быстренько повернула вот куда: она попросила (убедительно, как только смогла), чтобы я подтвердил (в полиции? в суде? — что-то я не уловил), что она звонила при мне дочери с моего же телефона, и дочь была дома, и они друг с другом разговаривали. И это должно стать доказательством того, что её дочери даже поблизости не было здесь в момент, когда случилась кража.
О чём речь, обещал я бодро, конечно, подтвердим! (Сейчас-то вы уйдёте уже?)
Я тюфяк, рохля, размазня! Распаренный домашним теплом, желающий побыстрее отделаться от гостьи, не сразу понял, что это моё опрометчивое согласие может вылиться в проблемы для меня. И если первая из них (общение с полицией и так далее) — ещё не такая большая неприятность, то вторая куда серьёзнее, а именно — стопроцентный конфликт с соседями, против интересов которых я фактически должен буду давать показания.
Но она, заручившись моей поддержкой, уже убежала, радостная.
Слава богу, ни она, ни кто-либо ещё так и не обратились ко мне по этому поводу. Соседи про этот случай вообще ничего никогда не упоминали. А была ли кража?
* * *
Так что имейте в виду. Иногда что-нибудь происходит, вы ни при чём, вы сочувствуете, с приятностью осознавая, что вас всё это не касается. И вдруг вас уже просят быть свидетелем, понятым или ещё как-то стараются втянуть. И вот уже у вас неприятности на ровном месте, если только вы вовремя не отмажетесь.