Найти в Дзене
La dame blanche (SimpleArt)

«Школьный театр»: кратко о создании и развитии театрального дела в России (3 ч.)

...Параллельно с ним появился «школьный театр». Ему было суждено прожить более полувека и внести значительную лепту в формирование русского национального профессионального театра...

Мы начинаем цикл статей на тему «Создание и развитие театрального дела в России (конец 17-го-18 век)». Это третья часть статьи. Все остальные статьи вы можете найти на этом канале.

Несмотря на то, что театр, зародившийся во время царствования Алексея Михайловича Тишайшего, был исключительно придворным и существующим для развлечения государя, параллельно с ним появился «школьный театр». Ему было суждено прожить более полувека и внести значительную лепту в формирование русского национального профессионального театра. В «школьном театре» была своя «школьная драматургия», родоначальником которой является Симеон Полоцкий (1629-1680) – учёный-монах из Белоруссии.

Изображение взято с сайта (https://ru.m.wikipedia.org)
Изображение взято с сайта (https://ru.m.wikipedia.org)

Симеон Полоцкий произвел впечатление на царя своим талантом сочинителя и оратора, когда читал, подготовленную к приезду государя в Полоцк, декламацию. Перу Полоцкого принадлежит пьеса «О Навуходоносоре царе, о златом тельце и о трех юношах в пещи не сожженных», в основу которого был положен церковный обряд «Пещного действа», о котором упоминалось в прошлой статье, «Комедия притчи о блудном сыне», основанная на евангельской притче. Обе пьесы Полоцкого были представлены в Москве при жизни Алексея Михайловича во время деятельности придворного театра. Однако расцвет «школьного театра» наступил лишь в первой половине 18 века. Школьный театр из Польши проник в Украину и в Белоруссию, а оттуда в конце 17 в. в Россию, распространяясь в начале 18 века в духовных семинариях и прежде всего в Славяно-греко-латинской академии, открывшейся в 1685 уже после смерти Симеона Полоцкого.

Кроме того, следует отметить, что театр в эпоху царствования Алексея Михайловича не имел достаточно возможностей для развития как отдельного вида искусства исходя из следующих особенностей:

  1. Театр не формировал зрителя. На каждом представлении зрителями были придворные и приглашенные гости, которые были обязаны присутствовать из-за царя.
  2. Зрительская аудитория ограничивалась лишь мужчинами, потому что, как было упомянуто раньше, женщины на представления не допускались.
  3. Представления были элитарными по своей сути, ограничены рамками и в плане финансирования, и сюжетной составляющей, и зрительской аудиторией, и актерской труппой.

Необходимым для развития театрального дела и превращения его в самостоятельный вид искусства является заинтересованность в создании представления, в стремительном улучшении и желаемом развитии, однако, ничего из этого не было, так как комедии устраивались для государя с целью его одобрения. Театр нуждался  таких условиях, чтобы одни были готовы его создавать, а другие смотреть.

Если статья была полезна/интересна, то, пожалуйста, напишите в комментарии «+», либо поставьте лайк. Спасибо за прочтение!