Найти в Дзене
Индустриальный турист

Архитектор Претро: последний зодчий-француз в Петербурге

Оглавление

Санкт-Петербург всегда славился своими архитекторами французского происхождения: начиная с Вален-Деламота и заканчивая Монферраном. Но в какой-то момент поток французских зодчих в Петербург оборвался: если раньше иностранные архитекторы в России ценились на очень высоком уровне, то к концу 19 века в нашей стране, а в особенности в Петербурге, сформировалась своя полноценная школа архитекторов, и нужда в использовании труда западных коллег отпала сама по себе.

Однако, французы из Петербурга никуда не исчезли: если новые жители Франции к нам больше не стремились, то те французы, которые приехали в нашу страну ранее, не особо то хотели её покидать! В похожей ситуации оказался и Ипполит Претро - герой моего сегодняшнего рассказа! Его дед приехал в Россию с благой целью - лечить людей: он был врачом Мариинской больницы. А вот его внук, Ипполит, выбрал другой путь, и с детства посвятил свою жизнь искусству!

Ипполит Александрович Претро родился в 1871 году в Петербурге, а потому его с полной уверенностью можно называть русским (даже несмотря на то, что его папа был француз, а мама - шведка). Крестили юного Претро по лютеранским канонам в храме Святой Екатерины, что находится на Конюшенной улице. Впрочем, уже во взрослом возрасте Ипполит Александрович всё же принял православие (сделал он это, в первую очередь, для того, чтобы женится на русской девушке, в которую он был влюблен - у представителей разных религий могли возникнуть проблемы во время процедуры вступления в брак).

Высшее образование Ипполит Претро получил в, пожалуй, лучшем учебном заведении России того времени по направлению архитектура - я говорю о Петербургской Академии Художеств! В 1901 году он получил звание художника-архитектора. Да, в те времена получение высшего образования могло затянуться до вполне зрелого возраста (Претро на момент получения диплома было 30 лет) - связано это с более высокой сложностью получения образования в ВУЗ-ах, а также с тем, что студенты могли учиться на одном и том же курсе практически бесконечно - их не отчисляли, а, скажем так, "оставляли на второй год"!

Но вернёмся к биографии Ипполита Александровича. В 1901 году он заканчивает Академию Художеств, а уже в 1902 году Претро приступает к активной архитектурной деятельности, которой он посвящает всю оставшуюся жизнь: до революции Ипполит Александрович занимается проектированием и строительством зданий в Петербурге (преимущественно жилых), а с приходом к власти Советов, Претро всё больше ударяется в образовательную деятельность и становится профессором Академии Художеств.

Впрочем, и в советское время Претро продолжает проектировать: просто теперь на смену жилым зданиям приходят фабрики и заводы, а Ипполит Александрович расширяет географический охват своей деятельности: теперь он работает не только в Петербурге, но и по всему Советскому Союзу!

Но Претро не повезло: всю свою жизнь он был аристократом и интеллигентом, да ещё и иностранного происхождения. И если до революции таких людей ценили и уважали, то в 1930-е годы по этим людям пришёлся основной удар сталинских репрессий. Увы, эта беда не обошла стороной Ипполита Александровича: он был арестован по ложному доносу, осуждён по совершенно сфабрикованному "делу ста" как белый шпион и расстрелян в 1937 году. Увы, Претро не помогли все его заслуги перед отечеством: они были забыты сразу после получения доноса. Такое страшное и несправедливое было время!

К сожалению, наша страна лишилась столь талантливого и великого архитектора, как Ипполит Претро. Хотя,конечно, говорить такое странно - самое главное не творчество, а жизнь человека, которая оборвалась из-за глупой и параноидальной борьбы с несуществующим врагом.

Дабы почтить память этого великого русского зодчего, предлагаю рассмотреть его творческий путь, а также выделить самые интересные и выдающиеся работы Ипполита Претро!

Доходный дом Смирнова

Дата постройки: 1902-1904
Адрес: Чкаловский проспект, 34, Пудожская улица, 1

Дом Смирнова стал первой крупной работой Ипполита Претро в Петербурге: он приступил к проектированию здания почти сразу после получения официального звания архитектора! И по этой постройке можно судить, что к работе Претро был настроен серьёзно с самого начала - его первая работа пускай и не очень зрелая с точки зрения стиля, но по нему сразу видно, что над его проектом старался талантливый зодчий!

-2

Дом на Чкаловской - безусловно, яркий представитель модерна. Причём модерна раннего, не особо характерного для дальнейшего творчества Претро! Но это говорит лишь об одном - к моменту строительства доходного дома Смирнова, у Претро ещё не сформировался свой уникальный архитектурный почерк.

В общем, в случае с Ипполитом Претро, первый блин не стал комом - это полноценная и вполне удачная работа, пускай и менее интересная, чем его дальнейшие, не побоюсь этого слова, шедевры!

Доходный дом Путиловой

Дата постройки: 1906-1907
Адрес: Большой проспект Петроградской стороны, 44, Стрельнинская улица, 1, Ораниенбаумская улица, 2

Доходный дом Путиловой, пожалуй, можно назвать самой известной и самой выдающейся постройкой архитектора Претро. Кроме того, это здание является хрестоматийным образцом северного модерна Петербурга: начиная от его отделки и заканчивая удивительными формами оконных проёмов - настоящий шедевр архитектуры!

-4

"Дом с совами" (так его называют за его входную группу, оригинально оформленную фигурами филинов) выходит сразу на три улицы: главный фасад ориентирован на Большой проспект, а по бокам дом ограничен небольшими улицами - Стрельнинской и Ораниенбаумской. Внешнее оформление дома выполнено в совершенно скандинавском стиле: серая штукатурка "шубой", натуральный камень (им облицован первый этаж), разноформенные эркеры и окна, хаотично раскиданные по фасаду ловкой рукой талантливого зодчего!

-5

Любопытно, что в отличии от других мастеров северного модерна (Бубыря, Васильева, Лидваля и др.), Ипполит Александрович отличился лишь одной работой, выполненной по всем канонам северного модерна. Но зато какой яркой и выразительной она получилась - по своей красоте дом Путиловой не уступает любой работе того же Лидваля!

-6

Но давайте более внимательно рассмотрим архитектурные детали дома Путиловой. Думаю, что на сов у входа в здания и на орла на его углу обращают внимание все - это очень выразительные детали, характерные, в основном, именно для петербургского модерна (в той же Москве северным лесным зверям предпочитали маски симпатичных девушек).

Помимо сов, очень интересен и сам портал входа, выполненный в готическом стиле, но оформленный северным натуральным камнем
Помимо сов, очень интересен и сам портал входа, выполненный в готическом стиле, но оформленный северным натуральным камнем

Но у дома Путиловой есть и другие, менее заметные, но не менее интересные детали! Например эркеры: их у здания всего три, но как они сделаны! Один крупный эркер занимает три верхних этажа и завершается чисто петербургской деталью - балконом, отходящим от основания эркера (такой тип эркера часто встречается у построек Алексея Бубыря, а также его можно обнаружить в работах Бориса Гиршовича). А вот второй эркер выглядит совершенно иначе - он менее крупный, визуально более замкнутый, обособлённый от остального фасада, и украшенный очень интересным оконным проёмом круглой формы. Третий эркер находится на другой стене, и выглядит он скорее как крепостная бойница, нежели как эркер жилого дома. Казалось бы, эркеры - постоянная деталь петербургской архитектуры 19 - 20 веков, но как Претро играет с их формами, как он наделяет их интересными чертами - великолепно!

В общем, доходный дом Путиловой - прекрасный пример настоящего петербургского модерна: серый и мрачный, но при этом обладающий всеми важными нововведениями стиля - здание выглядит органичным, каждая его часть будто бы перетекает одна из другой. Прекрасная работа Претро, сильно повлиявшая на его дальнейшую жизнь (основной пик его творчества пришёлся как раз на рубеж 1900-1910-х годов).

Доходный дом Перцова

Совместно с: Галензовским
Дата постройки: 1910-1911
Адрес: Лиговский проспект, 44

При участии Ипполита Претро на Лиговском проспекте был построен первый в Петербурге крупный жилой комплекс, по своему устройству больше напоминающий современные кварталы многоквартирных жилых домов! Огромное здание, фактически представляющее собой целый квартал, составленный из корпусов одного дома, разделённых крупным внутридворовым проездом, больше напоминающим полноценную улицу, нежели обычный двор жилого дома!

-9

Грандиозный и небывалый по своим масштабам проект воплощался на средства Александра Николаевича Перцова - гражданского инженера и инженера путей сообщения (не удивительно, что участок, примыкающий к железнодорожным путям, выкупил человек, построивший своё состояние на железных дорогах). Изначально Перцов устроил архитектурный конкурс, проходивший в Институте Гражданских инженеров. Победу в конкурсе одержали молодые и, как показало время, очень талантливые зодчие Лялевич и Перетяткович.

Однако, заказчика не до конца устроил победивший проект, а потому он попросил своего товарища, с которым он был знаком ещё с института, Стефана Галензовского, доработать проект, получивший первую премию (подобное использование чужих проектов разрешалось с позволения организатора конкурса).

-10

В проектировании дома Перцова Претро принимал второстепенное участие: точной информации о его вкладе в строительство жилого комплекса на Лиговском проспекте не сохранилось - известно лишь, что за подписью Ипполита Александровича в городскую управу были поданы чертежи дома Перцова (скорее всего, это было сделано для ускорения подачи документов - всё-таки у Претро статус был выше, чем у гражданских инженеров Перцова и Галензовского).

-11

Впрочем, мы можем предположить, что именно Претро создал оригинальные узоры кованных перил балконов здания, а также очень интересную растительную лепнину, опоясывающую корпуса дома Перцова!

-12

В этой связи также стоит упомянуть ещё один интересный факт, связанный с историей дома Перцова: дело в том, что на рубеже 20 и 21 веков рядом с домом Перцова снесли целый квартал дореволюционных домов: хотели строить новый корпус Московского вокзала, но что-то не срослось, и строительство заморозили. Таким образом, дом Перцова обнажил свой глухой брэндмауэр - разумеется, авторы здания и подумать не могли, что когда-нибудь власти Северной столицы снесут целый район в центре Петербурга и люди увидят ту стену, которая раньше примыкала к жилым домам! Ну а по итогу вышел абсурд: доходный дом Перцова, украшенный со всех сторон (даже во дворе), обернулся к центру города голой кирпичной стеной! Благо в наши дни на месте пустыря появился ТЦ "Галерея" - он скрыл некогда существовавший дефект от петербуржцев!

Доходный дом Дидвига

Дата постройки: 1911
Адрес: улица Подрезова, 20

В отличии от предыдущих построек Претро, доходный дом Дидвига совершенно не помпезный и не монументальный – и в этом заключается его основное достоинство! Дело в том, что улица Подрезова довольно узкая и маленькая даже по меркам Петроградской стороны, так что на ней гораздо лучше выглядят дома скромные и аскетичные, нежели крупные жилые комплексы, которые Ипполит Александрович строил до этого!

-13

Дом Дидвига прекрасен в деталях: разноформенные милые окошки, элегантно оформленный портал входной группы – дом Дидвига выглядит так, словно его перенесли в Петербург из средневековой сказки!

Оформление парадного входа доходного дома Дидвига можно назвать одним из самых элегантных в Петербурге!
Оформление парадного входа доходного дома Дидвига можно назвать одним из самых элегантных в Петербурге!

Отдельную прелесть дому Дидвига расположенная стена к стене новостройка: редкий для Петербурга случай, когда современное здание было идеально стилизовано под дореволюционную архитектуру и выглядит как этакий младший брат исторического здания!

За это стоит сказать спасибо нашему с Вами современнику, выдающемуся архитектору Евгению Подгорному - мастеру стилизации и ретроспективы, построившему этот прекрасный жилой дом на улице Подрезова. Приятно, когда архитекторы наших дней с таким уважением относятся к работам своих дореволюционных коллег! Сравнить два дома: дом Дидвига и ЖК "Северный модерн", вы можете в моей подборке фото ниже!

В общем, доходный дом Дидвига - одна из самых интересных работ не только архитектора Претро, но и всех зодчих Петербурга, работавших в стиле северного модерна! Но, увы, дом на улице Подрезова часто остаётся незамеченным: маленькая и непопулярная (да ещё и тупиковая) улица Подрезова, играет в этом свою роль!

-16

Доходный дом Смирнова

Дата постройки: 1911-1912
Адрес: Средний проспект Васильевского острова, 53, 12-ая линия Васильевского острова, 29

Доходный дом Смирнова стилистически разительно отличается от остальных построек Претро, и это не удивительно: автором фасада здания является другой человек, соавтор Претро – архитектор Сергей Серафимов (на тот момент ещё молодой и неопытный зодчий, в дальнейшем ставший одним из самых выдающихся представителей архитектуры конструктивизма - он создал знаменитый ансамбль домов госпрома в Харькове, считающийся одной из самых знаменитых конструктивистских работ в мире)!

-17

Разумеется, обсуждать внешний вид фасада здания не имеет смысла - Претро не имеет к его оформлению никакого отношения! Однако, это не умаляет заслуг Ипполита Александровича - мало создать красивый фасад, необходимо спроектировать само здание с технической точки зрения, сделать в нём удобные планировки и т.д. И с этим Претро прекрасно справился!

-18

В общем, за прекрасным фасадом дома Смирнова скрывается искусно исполненный "внутренний мир" здания, который для жильцов этого дома играет куда более важную роль, чем внешний вид его стен!

-19

Доходный дом Любищевой

Дата постройки: 1914
Адрес: Набережная канала Грибоедова, 148-150

Доходный дом Любищевой стал одной из последних работ архитектора Претро в Петербурге. Собственно говоря, к такому выводу можно прийти и просто окинув это здание взглядом: хоть оно и сохранило серый и строгий внешний облик, присущий практически всем предыдущим работам Претро, есть в этом здании и уникальные черты, которые Претро использовал впервые - я говорю об архитектурных деталях, относящихся к нетипичным для Ипполита Александровича стилям неоклассицизма и неоренессанса, характерным исключительно для периода заката Петербургской архитектуры!

-20

Резкая стилевая смена курса архитектором Претро, легко объясняется особенностями эпохи, в которой он жил: дело в том, что в 1910-х годах в Петербурге царила мода на классическую архитектуру, а потому любой архитектор, который желал быть востребованным у заказчиков, в той или иной степени должен был прибегнуть к неоклассицизму!

Но стоит отдать должное Ипполиту Александровичу: он не изменил своему архитектурному почерку и продолжил возводить дома в характерном для себя стиле - он просто обогатил его некоторыми новыми, ренессансными и классическими деталями!

-21

В общем, точно определить стиль доходного дома Любищевой почти невозможно - да и надо ли это делать? Не проще ли просто любоваться прекрасной постройкой талантливого архитектора?

Фабрика "Красное знамя"

Совместно с: Овсянниковым
Дата постройки: 1928-1929
Адрес: Большая Разночинная улица, 29

Для полноты картины нам необходимо рассмотреть и советский период творчества Претро: пускай он не особо интересен с художественной точки зрения, но его очень важно учитывать при рассмотрении биографии Ипполита Александровича!

Ведь Претро не был интеллигентом-"бездельником": нет, он спокойно принял революцию и новую власть, и более того - принялся трудиться на благо своего государства и возводить социально и экономически значимые объекты (и это при том, что до революции Претро работал исключительно на частных заказчиков-буржуа, возводя для них роскошные жилые дома - Ипполиту Александровичу явно было не просто перестроиться под новые правила существования мира)!

-22

Но, как видите, и такой важный для государства человек мог в мгновение ока стать врагом народа! Увы, это и случилось с Ипполитом Претро...

Ну а про архитектуру самой фабрики мне сказать особо нечего - Претро возводил утилитарные и аскетичные корпуса здания, так что особо интересной архитектурой они не отличаются. Но тем сильнее можно оценить таланты Ипполита Александровича - как он смог с лёгкостью сменить род деятельности, и стать в нём настоящим асом!

Заключение

Что ж, сегодня я постарался рассказать вам об одном из самых талантливых архитекторов начала 20 века в Петербурге: о человеке с огромным талантом и очень трагичной судьбой. И лично мне хочется только одного: чтобы о таких людях, как Претро - помнили! Чтобы не забывали о тех, кто делал наш город прекраснее, и чьими работами мы любуемся по сей день!

Очень надеюсь, что моя статья была вам интересна! Спасибо за внимание!