Главы из моей одноименной книги вполне могут быть полезны как отдельные статьи. Так чего же ждать? Давайте приступим и окунемся в исследование того, как научиться петь тем, кто совсем отчаялся. Потому что у нас на уроках в студии Пальмира это получается у всех!
Петь хочет и может каждый человек, у которого есть душа.
Пение – это естественный процесс энергоинформационного обмена между Землей и Космосом через человека.
Аннотация
В книге освещены вопросы развития, раскрытия и восстановления вокальных данных (музыкального слуха, голоса и др.) через энергоинформационный аспект сознания. Даны оригинальные авторские упражнения и подходы. Затронуты проблемы духовного и творческого развития детей и взрослых, вопросы саморазвития, питания, укрепления тела и психики. Особый интерес представляют темы экстрасенсорных взаимодействий ученика и учителя пения, связанный с этим оздоровительный аспект, а также обобщенный анализ развития человека через познание вокального мастерства.
Перестаньте цитировать.
Начинайте исследовать!
Отпустите догматы
и киньте их в темный подвал.
Чем словами жонглировать,
Лучше с сердцем беседовать,
Не боясь оказаться нагими
в начале начал.
Часть 1.
Сейчас такое время, что мир меняется очень быстро. Люди «просыпаются», становятся осознанными. Далее они подключаются к информационному полю Вселенной и получают новую информацию, рождая новые методики, техники, приемы. Поэтому я уже не удивляюсь, что нестандартных методик обучения музыке и пению появилось много.
Однако, начав преподавать вокал, я не нашла для себя приемлемой и целостной системы или книги, которая раскрывала бы основные проблемы в работе с учениками, давала бы какой-то естественный способ научиться и овладеть этим нелегким и загадочным умением, в то же время не противоречила бы моим знаниям, проверенным временем и опытом. Ознакомившись бегло с теорией и практикой пения различных школ и направлений, я пришла к выводу, что мне необходима своя целостная система, которая бы включала анализ и развитие всех составляющих этого искусства через понимание и ощущения, которые имелись ранее и появившиеся у меня в ходе йогической практики.
Так в результате работы с вокалистами я начала формировать свой подход к пению как естественному процессу в сознании и теле человека. И хочу его систематизировать и изложить в этой книжке как новую методику обучения, новое понимание процесса пения.
Возможно, кому-то мой опыт и образование покажутся недостаточными. Я самоучка во многих областях знания. Это значит, что знание и ощущения правильности идут каким-то потоком, а потом приходит подтверждение (теоретическое обоснование) этому интуитивному опыту. Поэтому просто не могу не писать! Вообще, что касается самоучек и негативной окраски этого понятия, вставлю свои 5 копеек. Я думаю, что без качеств самоучки человек ничему настоящему научиться не может. Об этом поговорим чуть позже, в отдельной главе.
Пою с детства, сколько себя помню; училась в музыкальной школе, пела в средней школе и институте на самых разных сценических площадках, работала на свадьбах, в ресторанах, ставила культурные мероприятия как сценарист, режиссер, концертмейстер и хормейстер. Несколько лет веду индивидуальные занятия по вокалу с детьми и взрослыми, а также руковожу вокальным ансамблем. Написала около 150 песен и оперу.
Столкнувшись в своей взрослой жизни с разными преподавателями пения, я поняла, что, в общем-то, петь не учат ни в музыкальной школе, ни в разных там ДК… Может быть, в консерватории учат, спрашивала я себя? Но как же? Туда попадают уже отобранные музыкальной школой «способные» дети. А что делать неспособным? Неужели вердикт «нет слуха» или «нет голоса» – окончателен? С чем это связано и как это исправить и вернуть человека к полноценной жизни. Ведь петь хотят все. Значит, неспособность петь вызывает страдание…
Я начала чувствовать, что пение – это необходимый фактор жизни человека. Уметь петь и делать это регулярно намного более важно, чем сейчас пытаются показать людям. Ведь раньше пели все – дети хором в садике и школе, взрослые – на праздничных посиделках, молодежь – под гитару во дворах. Сейчас эти традиции отмирают. Дети и взрослые становятся зажатыми, неуверенными в себе. Люди начинают думать, что пение – удел избранных, а голос и слух – большая редкость. Моя книга должна противостоять такой тенденции. Я считаю, что петь необходимо каждому! Это искусство делает человека человеком, т. е. дает связь с духовными каналами, дает правильное понимание и критерии оценки себя, гармоничное самоощущение, удовлетворенность жизнью.
Я поняла, что слышать музыку и воспроизводить ее голосом можно научить и ребенка, и взрослого. Практически все способны отличать тот звук, что приходит извне (от музыкального инструмента, чужого голоса) от того, что воспроизводит его голос. Задача состоит именно в том, чтобы постоянно удерживать внимание на этом контроле.
Внимание – это тот волшебный ключ, которым открываются все запертые двери в вокале, йоге, магии… Надо развивать внимание. Это особый вид энергии, который дает человеку возможность переноситься куда угодно: вовне и внутрь себя (в любую зону тела или орган) и даже в другие миры. Внимание связывает сознание человека с любым предметом и проецирует нужным образом его воздействие на предмет, т. е. создает намерение. Пение – это многоуровневая работа внимания, которое скользит через такие сферы контроля как слух, работа гортани, эмоции и др. Если какая-то сфера закрыта, то это не приговор. С ней можно поработать и открыть.
Из-за закрытого канала тело не поющего человека регулярно недополучает энергию. Поэтому поющие люди более энергичные, общительные и счастливые.
Связь с душой многоканальная. Это и пение, и стихи, и музыка, и рисование, и ораторское искусство и мн. др. Некоторые индивиды имеют более чистые каналы и обычно какой-то развит лучше других. Каналы - это таланты. Гений имеет много чистых и очень развитых каналов. Чтобы помочь человеку в понимании того, что такое раскрытие канала в пении, я применяю образ трубы. Мы можем представить, а вернее прочувствовать, как работает этот канал, если у нас будет его образ. Читатель найдет эту технику в книге.
Кто поет? И чем человек поет? Думаю, что поет, конечно, душа. (Соло – по-английски – soul – душа). Намерение петь исходит от души. Она посылает это намерение в сердце. Оно формирует настройку органов дыхания. Человек, умеющий петь, знает (и знает не умом), как настраиваться на пение и делает это быстро и как бы автоматически. Для тех, кто петь не может, надо создать намерение (его я даю своим ученикам), помочь осознать, где находится волевой центр, отвечающий за эту способность. Это и есть духовная или энергетическая практика. Можно сказать, что звук зарождается в области сердца, в легких, потом выдыхаемый воздух проходит через гортань и выходит через рот, окрашенный эмоциями. Изначальный импульс звуку даёт мулатхара, эмоциональность – свадхистана, силу – манипура, красоту и сердечность – анахата. Индивидуальное звучание – вишудха. Верхние центры (аджна и сахасрара) обеспечивают подключку сознания к духовному плану. Такие голоса звучат по-особенному…
Прозанимавшись 10 лет йогой, я стала видеть взаимосвязь многих явлений и поняла, что пение – исключительно духовная практика. Это не значит, что оно связано с какой-то верой или религией. Это значит, что сам процесс звукоизвлечения и совершенствование в нем включают в себя глубокую внутреннюю невидимую и часто необъяснимую работу внутренних органов певца, его интуиции, чувства меры, гармонии, личной самоорганизации и духовной красоты. Причем моральные качества человека отражаются и на характере пения, и на окраске голоса. Невозможно научить петь, не занимаясь внутренним миром человека, не разбирая его проблем и обстоятельств жизни, т.е. преподавателю надо быть психологом в лучшем смысле этого слова. И конечно, качества души, пришедшей в этот мир с багажом предыдущего опыта, имеют определяющее значение. Добрый и открытый человек будет петь лучше того, кто зашорен претензиями к миру. Многое изменить оказывается невозможно. Но, безусловно, поющий человек меняется на глазах, происходит чудо преображения, человек переходит на более высокий уровень энергоинформационного обмена. Вот почему я говорю, что пение – это духовная практика.
Самое главное, как мне кажется, это понимание, что звучать человек может легко, без напряжения, как космический проводник, как тибетская чаша, как сосуд, вдохновенно и внимательно открывающийся нисходящему потоку силы.
Звукоизвлечение, называемое нами вокалом, происходит как рождение встречного восходящего потока певца в ответ на нисходящий поток внешней (космической) силы. В результате правильного, а вернее сказать, гармоничного звучания рождается звук, как результат слияния двух сил. В йоге человека называют универсальным потоком, т.е. те же встречно направленные силы в нем уравновешены и при взаимодействии создают биополе (ауру) и всю энергетическую структуру, включая физическое тело. Правильно настроившись на «звучание» этого пространства в себе и вокруг, человек начинает издавать вокальный объемный звук – звуковое поле. Оно обволакивает окружающих, гармонизирует пространство, создавая магию звука. Вот почему хороший певец доставляет наслаждение слушателю именно живым исполнением. Певец чистит и заряжает своей энергетикой тех, кто не только присутствует, но и внимает пению.
В древних славянских практиках известно «прогуживание» как целительное звучание, направляемое в разные области тела и конкретные органы. Поэтому занятия пением (именно по той методике, которую я хочу предложить) должны оказывать оздоровительный эффект. А пение такого человека – оздоравливать окружающих.
Преподаватель обязан уметь петь и передавать свое умение с помощью потока личной силы, вдохновляя и стимулируя ученика на каждом занятии.
Продолжение следует!