Для того, чтобы вывести свою бизнес на рынок, необходимо представлять стратегию, по которой вы и ваш бизнес будете двигаться.
Вопрос выбора может возникнуть на разных этапах от идеи до переупаковки существующего бренда.
Многие крупные компании разрабатывают стратегии под каждый новый продукт.
На мой взгляд, оставить выбор стратегии на потом или думать, что раз продукт качественный, то все о нем узнают и сработает «сарафан», — большая ошибка. Когда пройден определенный путь и наступает понимание, что стратегия была нужна "вчера", то уже поздно. многие бизнесмены закрыли свои фирмы из-за того, что начинали работать беез страгтегии.
О стратегии надо задуматься сразу после того, как построена «дорожная карта», определены цели, задачи и приоритетные направления.
Выбор стратегии
У каждого рынка существует три характеристики, позволяющие определять стратегию:
- Изменчивость
Есть рынки, на которых годами ничего не меняется, бывают рынки, которые меняются очень быстро.
- Предсказуемость
Бывают предсказуемые рынки, а есть и такие, в которых даже эксперты не понимают, что произойдет в ближайшие месяцы.
- Агрессивность
Либо компанию давят конкуренты, либо компания занимает лидирующее положение.
Комбинация этих трех факторов и определяет, какую стратегию выбрать компании.
К примеру, если бизнес находится в агрессивной среде, где его постоянно давят, то ключевой стратегией становится сохранение. При ее выборе, компании необходимо оставить только те продукты или услуги, которые приносят максимальную прибыль, от остальных стоит отказаться, чтобы урезать операционные расходы.
Если рынок не агрессивен, обратите внимание на 4 базовых вида стратегии:
- Классическая
Ключевая задача бизнеса у нее — доведение до совершенства операционного менеджмента. Например, эффект масштаба является эффективным, многократно повторяемым показателем успешности определенного бизнес- процесса. Ключевые способы конкуренции в рамках классического рынка: размер, дифференциация, ключевые компетенции. Компании стремятся быть максимально большими, взимать доплату за бренд и наращивать ключевые компетенции, позволяющие им максимально эффективно реализовывать процессы. Примеры: рынки FMCG товаров, где каждая компания-производитель стремится максимально широко распределить направления деятельности под одним или разными брендами, закрывать как можно больше потребностей целевой аудитории.
- Визионерская
Применяется на быстро меняющихся рынках, которые можно более менее предсказать. При выборе данной стратегии требуются большие инвестиции в инновационный менеджмент или в людей. К примеру, я отвечаю за маркетинг в компании, которая выпустила инновационный продукт на рынок. При этом компания не является подразделением крупного it-гиганта, поэтому приходится максимально сконцентрировать внимание на людях, работающих в команде, ведь только они могут привнести вклад в технологические и бизнес-процессы, инновации. Среди крупных компаний, которые работают по такой стратегии, можно выделить компанию «Яндекс», которая стремится выпускать на рынок те продукты, которых еще нет ни у кого из конкурентов.
- Адаптивная
На непредсказуемых и быстро меняющихся рынках необходимо запускать большое количество экспериментов, проверять гипотезы, быстро масштабировать эксперименты, ставшие эффективными. Чаще всего такую стратегию выбирают компании, оказывающие профессиональные услуги. Тут наиболее важны эффективные клиентские процессы: привлечение, продажи и развитие клиентов.
- Формирование
Компания может попробовать стать лидером отрасли за счет того, что предоставляет своим партнерам информационные продукты или экосистемы. Ярким примером является Facebook. По сути, это соцсеть, но за счет открытого исходного кода сторонние программисты могут разрабатывать приложения и находить новые решения.