В течение дня многие из нас могут несколько раз упомянуть имя Господа. Мы это даже не замечаем, не обращаем особого внимания на мысли и слова, которые безобидно и иной раз автоматически возникают и «выскакивают» из наших уст. Это происходит мимолётно, по ходу общения, незаметно.
«Господи!» — восклицает мама ребёнка, испачкавшего новые брюки.
«Не дай Бог опоздаешь на тренировку...» — предупреждает тренер воспитанника по спорту.
«Спаси и сохрани!» — обращая взор к небесам, произносит отец, направляясь в школу на очередное родительское собрание, и подразумевая краткое вопрошание о милости Всевышнего уберечь его от прилюдного позора за неуспеваемость своего ребёнка.
«Дай Бог!» — закончил я предыдущую публикацию...
И таких примеров («О мой, Бог!», «Господь с тобой», «Прости Господи» и многие другие) можно приводить на несколько страниц. При этом многие со мной согласятся, что все эти восклицания и обращения не высосаны из пальца. Это факт. Так что же на самом деле происходит, когда мы в день по несколько раз обращаемся к имени Господа, и делаем это, в том числе, в присутствии своего ребёнка? Ребёнок слушает нас и хотел бы понимать, что сказанные взрослым слова имеют смысл, а не просто так вылетают и растворяются незамеченными. Взрослый же, обращаясь к имени Господа, даже рефлекторно, с одной стороны, ощущает свою неуверенность, незащищённость от внешних обстоятельств, а с другой стороны, может испытывать чувства несправедливости к себе и просить Всевышнего быть судьёй, рассудителем в определённой жизненной ситуации. А в подавляющем большинстве случаев — это просто идиомы (устоявшиеся выражения для связки слов, усиливающие эмоциональность высказывания), которые никакого отношения к религиозным воззрениям не имеют. Поэтому в этом подавляющем числе лучше не произносить имя Господа в суете житейской. Почему?
Я сам пришёл к осознанному религиозному выбору в далеко зрелом возрасте. У меня уже были трое детей, два высших образования и кандидатская за спиной. И пришёл потому, что сильно заболел.
Спустя пятнадцать лет, уже сейчас я понимаю, что люди приходят к вере не от хорошей и замечательной жизни. В своей жизни не встречал ещё ни одного человека, который стал верующим только по идейным соображениям. Конечно, они есть, но я не встречал. Поэтому для себя с уверенностью сообщаю, что либо великое горе и несчастье, либо смерть близкого человека, либо болезнь, либо ещё что-то несовместимое со счастливой жизнью приводит ОСОЗНАННО человека в церковь, в мечеть, в синагогу ... к Господу.
Поэтому, когда мы в повседневной жизни для связки слов обращаемся к Господу, то есть без причины, без оснований, то мы обесцениваем веру в него, и предоставляем не одобряемый пример своим детям думать, что божественная сила — не сила вовсе, а обычное мирское явление, с которым можно обходиться несерьёзно.
По своему личному опыту взросления и по опыту общения со своими детьми по данному сложнейшему вопросу, который в этой публикации поставил, я также понял, что не следует призывать своих детей к христианству, исламу, буддизму, иудаизму или другой религиозной конфессии, не следует навязывать тот или иной приход — в церковь, в мечеть, в синагогу или к священной ступе, не заставлять молиться и произносить заученные фразы молитв Библии, Корана или иных Священных писаний, а тем более обижаться на своих детей, что они не следуют нашим религиозным воззрениям!
Всему своё время! Дети по своей природе вечны, невинны и безгрешны. Пусть просто наблюдают. Пусть просто (если, конечно, им интересно и есть желание) участвуют в каких-то ритуальных и религиозных мероприятиях. Пусть повзрослеют, и уже осознанно сами сделают свой выбор. Давайте будем уважать у своих детей свободу выбора вероисповедания! И я не вижу абсолютно ничего предосудительного в том, что в одной семье дети (будучи взрослыми) будут исповедовать разные религии. В этом суть нашего воспитания в детях терпимого отношения к другим языкам, другим традициям, другим религиям.
Мы очень рады, что благодаря нашим многочисленным путешествиям наши дети побывали в разных конфессиональных помещениях — в храмах, церквях, мечетях, возле буддийской ступы и прочее, а также во многих священных и исторических местах, и у них имеется представление о каждой мировой религии, которое может быть дополнено в школе. И право выбора вероисповедания будет реализовано осознанно, со всей полноты души своей!