Одним из первых отечественных автомобилей был ГАЗ-М1, его еще называли «Эмка». Давайте повнимательнее присмотримся к этому ветерану.
Разработка
Считается, что «Эмка» точная копия Ford Model B. На самом деле это не совсем верно, автомобиль хоть и имел в качестве прототипа эту американскую модель, на самом деле был очень сильно переработан. Поэтому, сказать что его скопировали нельзя.
Разработка началась в 1934 году, когда американцы передали техническую документацию модели Ford Model B 40A Fordor Sedan 1934 года. После этого в течение двух лет прототип дорабатывали под советские условия.
- Изменили подвеску в сторону усиления. Некоторые элементы полностью создали с нуля. К примеру, использовали четыре продольные рессоры, а на оригинале стояли две поперечные рессоры.
- Переделали рулевое управление.
- Изменили привод тормозной системы.
- Советская версия получила литые диски вместо спицованных.
Это далеко не все изменения, которые привнесли советские инженеры. Так что сказать, про ГАЗ-М1 — калька не представляется возможным.
Первый автомобиль сошел с конвейера 16 марта 1936 года. Массовый выпуск начали в мае того же года. Выпускали машину до 1942 года, всего собрали 62 888 экземпляров.
Технические характеристики
«Эмка» имела четырехцилиндровый двигатель. Иногда проскакивает мнение, что базовый Форд имел 8 цилиндров, а советские инженеры в целях экономии уменьшили число котлов. На самом деле это не так. Было две модификации Форд Модель В, одна имела мотор с 4 цилиндрами, а другая комплектовалась восьмицилиндровым силовым агрегатом. Вот первую и взяли за основу.
Объем двигателя был 3,2 литра, при этом выдавал мощность в 50 л.с. Для того времени это было довольно существенно. Разгоняться машина могла до 105 км/ч. Современники отмечали значительную эффективность при разгоне: до 80 км/ч ГАЗ-М1 разгонялся за 24 секунды.
Трансмиссия механическая с тремя передачами.
С 1939 года машины выпускались с другим двигателем. Он имел объем 3,5 литра и мощность до 75 л.с.
Использование
Автомобиль использовался изначально в качестве легкового транспорта для различных учреждений. Также его применяли в такси. Таксовали на «Эмках» до 1948 года. Изначально даже планировалась отдельная версия для такси, но в серию ее так и не запустили. Рядовые граждане купить автомобиль не могли.
В начале Великой Отечественной Войны машина стала применяться и на фронте. Но только в качестве штабного автомобиля. Все же ходовые качества не позволяли ее эффективно использовать на бездорожье и в боевых операциях.