Мы начинаем цикл статей на тему «Создание и развитие театрального дела в России (конец 17-го-18 век)». Это вторая часть статьи. Первую и последующие вы можете найти на этом канале.
Во второй половине 17 века могущество православной церкви ослабевает. Алексей Михайлович был достаточно набожным человеком и первую половину своего царствования находился под воздействием авторитета патриарха Никона: при Алексее Михайловиче был издан указ о гонении на скоморохов, уничтожении их атрибуиов и тд. Однако, с 1660-х царь постепенно освобождается от давления церкви. Алексей Михайлович всё больше оглядывается на европейские державы и проявляет интерес к новшествам, которые примеряет к своему двору: послы поведали царю о театральных представлениях при дворах западноевропейских монархов.
В 1660 году царь поручил купцу-иноземцу Ивану Гебдону «призвать в Московское гос-во из немецкой земли мастеров комедию делать». Результат данного поручения неизвестен. Позже в 1672 году Алексей Михайлович царь указал иноземцу на русской службе полковнику Н. фон Стадену «приговаривать» в Курляндии в русскую службу среди прочих мастеров «двух человек трубачей да двух человек, которые б умели комедии всякие строить». А пока фон Стаден был в отъезде, 30 мая того же года молодая царица Наталья Кирилловна родила царевича Петра, и в череде праздничных торжеств государь решил устроить «комедию» (комедией тогда называли любое театральное представление). Уже в июне царь указал Иоганну Готфриду «учинить комедию, а на комедии действовать из Библии книгу Есфирь; и для того действа устроить хоромину вновь». В это время приближенным Алексея Михайловича был боярин Артамон Матвеевич, который ведал о том, что происходит в Европе.
Предполагается, что именно Матвеев предложил Грегори в качестве исполнителя царской воли. Иоганн Готфрид Грегори создал сценический текст «Артаксерксово действо», и подготовил исполнителей из 60 юношей-иноземцев, жителей московской Немецкой слободы, исполнявших и женские роли. В селе Преображенском возвели «Комедийную хоромину» - первое театральное здание в России. Внутри оно представляло довольно просторную «палату», стены которой обили красным сукном, а пол – зелёным; в центре её поставили государево место на возвышении, по бокам – лавки для зрителей; для царицы и царевен устроили обрешеченную ложу, так как из некоторых побуждений женщины на представление не допускались. Сцена отделялась от палаты завесой и оформлялась «рамами перспективного письма» - декорациями.
17 октября того же года состоялся первый спектакль, длительность которого составляла десять часов. Алексей Михайлович досмотрел действо до конца и, как свидетельствуют источники, остался доволен, возможно, потому что «Артаксерксово действо» дало зрителям некоторые аналогии с с событиями современной им придворной жизни.
Грегори продолжал обучать молодых людей актерскому мастерству. В 1673 году набрал около 70 человек из подьячих. Были подготовлены: «Олофернова комедия» или «Иудифь», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», балет об Орфее («французские пляски»), постановкой которого занимался швед Николай Лим. Большинство сюжетов, которые перед постановкой одобрял Алексей Михайлович лично, взяты из античности, следовательно были непривычны русскому человеку, живущему в конце 17 века. Именно этот период можно обозначить, как начало взаимодействия еще зарождающегося русского театра с европейской культурой.
Пролог к пьесе с античным сюжетом хоть и нес в себе мысль о величии русского царя, но уподоблял его не с единым христианским Богом, а с богами олимпийскими. Во время зимы представления давались в Кремле, где для этого оборудовали специальное помещение.
Иоганн Готфрид Грегори скончался в 1675 году, его дело стали продолжать его помощники: Юрий Гибнер стал руководителем театра, но, в силу нехватки таланта «постановщика комедий”», на посту его сменил Степан Чижинский, который поставил «Комедию О Давиде с Голиафом» и «Комедию о Бахусе с Венусом» в 1676 году.
Вскоре после этих премьер Алексей Михайлович скончался. Созданный при нем театр ознаменовал во многом конец Средневековья и переход к Новому времени. Являясь театром придворным, устраивающимся прежде всего как «государева потеха», он целиком подчинялся дворцовому распорядку и прекратил своё существование со смертью государя (26 января 1676).
С началом царствования Федора Алексеевича «комедии минулись», театральные палаты очистили, а комедийные платья припрятали впредь до дальнейших о них указах.
Если статья была полезна/интересна, то, пожалуйста, напишите в комментарии «+», либо поставьте лайк. Спасибо за прочтение!