Мы продолжаем цикл статей на тему «Создание и развитие театрального дела в России (конец 17-го-18 век)». Это седьмая часть.
Если статья полезна/интересна, то, пожалуйста, напишите в комментарии «+», либо поставьте лайк. Спасибо за прочтение!
После смерти императрицы Елизаветы и краткого правления Петра III театральное искусство в России вновь переживает бурный подъем с воцарением на российский престол Екатерины II.
До 1766 года управление театра сосредоточивалось в ведении Придворной конторы; затем императрица Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров и повелела строить в Петербурге театральное здание — будущий Большой Каменный театр (разобран в 1886 г и перестроен в современное здание Петербургской консерватории). Первым директором Императорских театров стал И. П. Елагин. Именно он составил первый театральный «Стат», в который входили: итальянская опера и камер-музыка, балет, бальная музыка, французский театр, российский театр, принадлежащие к театру люди и мастеровые. Благодаря нему же была основана первая театральная школа и установлены пенсии артистам. Отдельным указом был создан Комитет для управления зрелищами и музыкой. Этот указ определил организационные формы деятельности Императорского театра русской драмы. Труппа сохраняла наименование придворной и продолжала давать спектакли на придворной сцене в очередь с другими придворными труппами. Наряду с этим русские актеры должны были давать и публичные представления «за деньги на городских театрах». «Стат» позволял труппам свободно выступать на улицах и площадях города, т.е. была отменена государственная театральная монополия. Так как театры давали публичные выступления за деньги, это помогало им частично компенсировать недостаток выделяемых денежных средств.
Елагин пробыл на посту до 1779 года, далее должность занял Бибиков до 1783 года. В 1783 году для управления придворными театрами учрежден «Комитет над зрелищами и музыкой» (1783—1786) под управлением Адама Олсуфьева. Комитет в 1784 году издал «Узаконения Комитета для принадлежащих к придворному театру», представляющие собой свод правил, определяющий поведение всех «принадлежащих к придворному театру». Однако, в 1786 году Комитет упразднили и директором императорских театров стал С. Стрекалов до 1789 года. За ним следовали два равноправных директора: П. Соймонов и А. Храповицкий (1789—1791). С 1791 года придворные театры вновь перешли в единоличное управление и директорами их последовательно были: князь Николай Юсупов (1791—1799), граф Николай Шереметев (1799) и обер-гофмаршал Александр Нарышкин (1799—1819), при котором в 1806 году, уже при Александре I, были учреждены Императорские московские театры.
Структура Императорских театров оставила особый отпечаток на истории русского национального театра. Благодаря тому, что театр стал развиваться на уровне государства, появились определенные права и возможности для профессионального развития артистов, драматургов, мастеровых и тд. «Стат» стал одним из первых официальных документов, регулирующих театральную деятельность на российской сцене.