Традиционно основание Древнерусского государства связывают с призванием в 862 году на княжение Рюрика в Новгород, в историографии это событие получило название Призвание варягов[36]. По версии летописца, «государство Рюрика» включало в себя территории южного Приладожья (Старая Ладога, Великий Новгород) и верхней Волги (Белоозеро, Ростов), но археологически подтверждено существование в это время только Ладоги. В «государстве Рюрика» проживали славяне (словене и кривичи), финно-угорские племена (весь, меря, чудь) и варяги. Преемник Рюрика — Вещий Олег — присоединил к своим владениям южный центр восточных славян в Среднем Поднепровье, сделав, согласно летописи, в 882 году главный город полян — Киев своей столицей[37]. Часть исследователей связывает образование Древнерусского государства именно с объединением северного и южного центров под властью Рюриковичей[38][39]. Князь Олег подчинил власти Киева древлян, радимичей и северян. В 907 году Олег совершил крупный поход на Константинополь, по итогам которого стороны заключили первый в истории Руси письменный договор.
Русь в X веке Править
Княгиня Ольга ввела первое административно-территориальное деление на Руси (систему погостов), провела налоговую реформу (установила систему уроков), начала каменное строительство на Руси, в частном порядке приняла христианство[40]. Расширение государства на юг привело к столкновению с могущественной Хазарией, центр которой располагался на нижней Волге. Князь Святослав разгромил Хазарский каганат в 965 году[41]. В 968—971 годах Святослав захватил Болгарию и вёл войну с Византией. После его смерти в 972 году между его сыновьями началась война за престол, победу в которой одержал младший сын Владимир.
В. М. Васнецов. Крещение Руси
В 988 году князь Владимир Великий после похода на византийский Херсонес и женитьбы на сестре византийских императоров Анне утвердил восточное христианство на Руси в качестве государственной религии[42][43]. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства. Оно имело большое международное значение: Русь, отвергнув примитивное язычество, стала теперь равной другим христианским народам. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры[44].
Важнейшим направлением внешней торговли Руси и направленных на отстаивание её интересов военных походов была Византия. Сбор дани (прежде всего пушнины) носил название полюдье, происходил ежегодно зимой, а централизованная реализация его результатов на внешних рынках происходила летом. Переправка племенной знатью значительных средств в виде дани в Киев давала возможность киевским князьям постоянно держать под рукой крупные военные силы, использовать их в многолетних походах и размещать в крепостях на степной границе (Посульская оборонительная линия, Стугнинская оборонительная линия).
После смерти Владимира в 1015 году престол в Киеве захватил его сын Святополк Окаянный; от рук посланных им убийц в 1015 году погибли его братья Борис и Глеб, причисленные позже к лику святых. В 1019 году Святополк был свергнут своим братом Ярославом Мудрым.
Русь в XI — начале XII веков Править
Древняя Русь в 1015—1113 гг.
Сыном Владимира Ярославом Мудрым была издана «Русская правда», представлявшая собой свод гражданского и уголовного права. Правящий класс Древней Руси представляло боярство (вотчинники, обязанные Рюриковичам личной верностью) во главе с князьями, основную часть населения составляли свободные крестьяне-общинники. В домонгольской Руси институт условных земельных держаний и связанный с ним институт крепостного права не развились. Личная несвобода была долговой, кроме того, ограничивалась законодательно (Устав Владимира Всеволодовича). При Ярославе Мудром Древняя Русь достигла вершины своего могущества. Активно происходило строительство городов (Ярославль, Юрьев), храмов (Софийский собор в Киеве и Новгороде), ведётся активная внешняя политика путём заключения династических браков с европейскими правителями (Франция, Византия, Норвегия и др.), окончательно ликвидируется угроза со стороны печенегов (1036).
В 1054 году после смерти Ярослава Мудрого власть перешла к троим старшим сыновьям, правление которых получило в историографии название «триумвирата Ярославичей», а в 1097 году на Любечском съезде князей его внуки для прекращения усобиц пошли на признание друг друга наследниками владений своих отцов. Действовавший порядок наследования (лествичное право), по которому все сыновья обладали правом наследования отцовского стола, с одной стороны, сдерживал территориальное дробление, но с другой, делал достаточно широким круг претендентов, которые ожесточённо боролись между собой. К началу XII века относятся значительные успехи в борьбе с половцами, а также достоверное начало летописания на Руси. Последнее усиление центральной власти происходит в период правления великого князя Владимира Мономаха. Рубежом распада государства считается смерть Мстислава Великого (1132), после которой из-под власти Киева вышли Полоцк (1132), Новгород (1136) и другие земли. Однако часть исследователей не связывает с образованием самостоятельных княжеств конца существования Киевской Руси, поскольку Киевская земля продолжала считаться общим владением Рюриковичей, в то же время условием владения землёй на Киевщине было участие в борьбе с кочевниками, по-прежнему возглавляемой киевским князем, вплоть до монгольского нашествия (1240). Кроме того, Киев продолжал быть местом пребывания митрополита всея Ру
си (до 1300 года).