Найти тему
Hakuzh

Черкесская колыбель

Для маленьких детей адыги мастерили деревянные колыбели, которые назывались "кушъэ/гущэ". К спинкам кроватки крепили дугообразные полозья, с помощью которых люльку можно было покачивать. На дно стелили матрас, набитый соломой или овечьей шерстью. Младенца в кровать клали только после того, как его туго пеленали. Так ребенок оставался сухим на протяжении всей ночи, а также не мог перевеситься через невысокие бортики люльки и выпасть из нее. 
Украшение и традиции

Адыги часто украшали колыбели символическими предметами. К бортам привязывали монеты и когти животных. А под подушку можно было положить кусочек железа или небольшой кинжал. Люди верили, что эти своеобразные обереги защищали маленького и потому слабого ребенка от злых духов и неприятных происшествий.

В старину колыбель для новорожденного готовили не сами родители, а их родственники. Согласно данным одних исследователей, первую кровать ребенку всегда дарила семья матери. Другие утверждают, что все зависело от пола малыша: мальчику колыбель мастерили в доме бабушки по матери, а для девочки — по отцу.

Перед тем как в колыбель впервые клали младенца, в нее опускали белое яйцо. Оно символизировало жизнь «до седин» и тем самым сулило ребенку долголетие. А еще было принято подержать в люльке кота, чтобы новорожденному спалось так же крепко и сладко, как этому животному.

В первый раз малыша клали в «кушъэ», когда ему исполнялось две недели. Это был торжественный обряд, при котором могли присутствовать только женщины: сама мать, родственницы и соседки семьи. Новорожденного укладывала в колыбель не мама, а пожилая женщина из рода ее мужа. Такую почетную роль могли отвести только уважаемой и мудрой родственнице, которая уже вырастила несколько собственных детей.

Изготовление

По традиции, детские люльки изготавливали из боярышника. Этот кустарник адыги почитали с древнейших времен. Ученый Сараби Мафедзев объяснял эту традицию тем, что боярышник в ходе определенной обработки мог приобретать красновато-коричневый, похожий на охряный, оттенок. Именно этот цвет играл важную роль в культах Солнца, Огня и божества грома Шиблэ. Поэтому адыги считали, что красная колыбелька была связана со светилом и следовательно дарила лежащему в ней младенцу здоровье, силу, долголетие и доброе сердце. А вот из бузины кроватки делать не рекомендовали: по поверьям, дети из бузиновых колыбелей вырастали вспыльчивыми и несдержанными, с очень сложным характером.

Полное наименование: Колыбель. Кушъэ
Техника: Резьба, шлифовка. Дерево.
Коллекция: Национальный музей Республики Адыгея

Представленную колыбель в музей передала Самет Метовна Яхутль из аула Гатлукай в 1969 году.
Для маленьких детей адыги мастерили деревянные колыбели, которые назывались "кушъэ/гущэ". К спинкам кроватки крепили дугообразные полозья, с помощью которых люльку можно было покачивать. На дно стелили матрас, набитый соломой или овечьей шерстью. Младенца в кровать клали только после того, как его туго пеленали. Так ребенок оставался сухим на протяжении всей ночи, а также не мог перевеситься через невысокие бортики люльки и выпасть из нее. Украшение и традиции Адыги часто украшали колыбели символическими предметами. К бортам привязывали монеты и когти животных. А под подушку можно было положить кусочек железа или небольшой кинжал. Люди верили, что эти своеобразные обереги защищали маленького и потому слабого ребенка от злых духов и неприятных происшествий. В старину колыбель для новорожденного готовили не сами родители, а их родственники. Согласно данным одних исследователей, первую кровать ребенку всегда дарила семья матери. Другие утверждают, что все зависело от пола малыша: мальчику колыбель мастерили в доме бабушки по матери, а для девочки — по отцу. Перед тем как в колыбель впервые клали младенца, в нее опускали белое яйцо. Оно символизировало жизнь «до седин» и тем самым сулило ребенку долголетие. А еще было принято подержать в люльке кота, чтобы новорожденному спалось так же крепко и сладко, как этому животному. В первый раз малыша клали в «кушъэ», когда ему исполнялось две недели. Это был торжественный обряд, при котором могли присутствовать только женщины: сама мать, родственницы и соседки семьи. Новорожденного укладывала в колыбель не мама, а пожилая женщина из рода ее мужа. Такую почетную роль могли отвести только уважаемой и мудрой родственнице, которая уже вырастила несколько собственных детей. Изготовление По традиции, детские люльки изготавливали из боярышника. Этот кустарник адыги почитали с древнейших времен. Ученый Сараби Мафедзев объяснял эту традицию тем, что боярышник в ходе определенной обработки мог приобретать красновато-коричневый, похожий на охряный, оттенок. Именно этот цвет играл важную роль в культах Солнца, Огня и божества грома Шиблэ. Поэтому адыги считали, что красная колыбелька была связана со светилом и следовательно дарила лежащему в ней младенцу здоровье, силу, долголетие и доброе сердце. А вот из бузины кроватки делать не рекомендовали: по поверьям, дети из бузиновых колыбелей вырастали вспыльчивыми и несдержанными, с очень сложным характером. Полное наименование: Колыбель. Кушъэ Техника: Резьба, шлифовка. Дерево. Коллекция: Национальный музей Республики Адыгея Представленную колыбель в музей передала Самет Метовна Яхутль из аула Гатлукай в 1969 году.