Найти в Дзене
Вавилон искусства

Есть вещи настолько серьезные, что по их поводу можно только шутить

Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с творчеством Чарли Чаплина. Я помнила его с детства, как какого-то смешного бродягу, который был неуклюж и смешон. Конечно же, тогда мне казалось, что его фильмы ради смеха и потехи, я не видела в них ничего глубокого и проникновенного. Став старше, я начала пересматривать его фильмы и короткометражки, после чего познала вкус того, что с возрастом всё видишь под другим углом; его фильмы меня зацепили до глубины души.

Но есть в моём сердце одно укромное место для одного фильма, который заставляет много думать и чувствовать.

Фильм "Великий диктатор" вышел в 1940 году. Это замечательная антивоенная комедия великого Чарли Чаплина - комедия на все времена, с блистательным, искромётным юмором, по своему наивная и забавная, но в то же время честная, грустная и трагичная.

Создание фильма совпало с ростом международной напряжённости. Ходили слухи, что этот фильм, как и некоторые другие антифашистские фильмы, не выйдет в прокат, чтобы не навредить нейтральным отношениям между США и Германией. Однако этого не произошло из-за того, что Чаплин был финансово и творчески независим от других студий.

По некоторым данным фильм был послан Гитлеру, и Гитлер сам видел этот фильм (этот факт подтверждается свидетелями). Чаплин, услышав что Гитлер посмотрел фильм, сказал: «Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».

Считается, что именно из-за этого фильма Чаплина изгнали из США в 1952 году.

Одной из главных задач Чаплина в этом фильме - показать катастрофу мирового масштаба через призму юмора.

В этом фильме я увидела, как один маленький человек, простой цирюльник, бросает вызов ужасам войны своей глубокой, проникновенной речью, заставляя задуматься о таких важных вещах как свобода, мир, любовь, равенство. Эта речь - настоящий гимн демократии.

Я предлагаю и Вам познакомиться с частью этого великим монолога.

Простите, но я не хочу быть императором. Это не моя профессия. Я не хочу кем-то править и кого-то завоевывать. Я бы хотел помогать всем, кому только можно – евреям, христианам, черным и белым. Мы все хотим помогать друг другу, мы так устроены. Хотим жить счастьем других, не их страданиями. Мы не хотим ненавидеть или презирать друг друга. В этом мире есть место для всех, земля богата и может прокормить каждого. Дорога жизни свободна и прекрасна, но мы сбились с пути. Жадность отравила души людей, наполнила мир ненавистью, заставила нас страдать и вызвала кровопролитие. Мы набрали скорость, но замкнулись в себе. Машины дают изобилие, оставляя в нужде. Наше знание сделало нас циничными, а наш ум сделался жестким и злым. Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем: больше, чем машины, нам нужна человечность, больше, чем ум, нам нужна доброта. Без этих качеств жизнь будет полна насилия, и все будет потеряно. Самолёт и радио сблизили нас. Сама природа этих изобретений требует от человека доброты, требует всеобщего братства и единения всех нас. Даже сейчас мой голос достигает миллионов людей во всем мире, миллионов отчаявшихся мужчин, женщин и маленьких детей, жертв системы, которая пытает и сажает в тюрьмы невинных людей. Тем, кто может слышать меня, я говорю: «Не отчаивайтесь!» Наши нынешние страдания – это всего лишь конвульсии алчности, отчаянья людей перед человеческим прогрессом: ненависть этих людей пройдет, диктаторы умрут, а власть, которую они отобрали у народа, вернется к нему. Не подчиняйтесь жестким и грубым людям, которые презирают и порабощают вас, которые указывают вам, как жить, что делать, что думать и что чувствовать, которые муштруют вас, относятся к вам как к скоту, как к пушечному мясу. Не подчиняйтесь этим бессердечным людям, людям-машинам с умами машин и сердцами машин. Вы не скот! Вы – люди!..

Помните, что кто бы ни выступал с высокой трибуны, мы никогда не должны забывать – мы остаемся людьми, которые будут бороться за счастье, мир, любовь, никогда не предавая, убивая, или унижая других. Мы все можем быть счастливы на этой планете, стоит лишь поверить в себя. Жизнь так коротка, что бы прожить ее недостойно.